«Вечно копается, — в сердцах говорят родители медлительного ребенка. — Торопишь его, подгоняешь, а он и вовсе засыпает на ходу. Как назло! Никакого терпения не хватает!»
Исследования, проведенные Лабораторией высшей нервной деятельности, показали, что количество медлительных младшеклассников велико, около 20%…
Медлительный ребенок и правда очень осложняет жизнь окружающим, потому что не соответствует принятому в семье и классе «темпу существования». Мама давно в дверях стоит, а он еще только ботинки ищет. «Скорей! Опаздываем! Ты будешь шевелиться или нет?» Или: ребята уже доделывают упражнение, а он едва начал. «Поторопись, пора заканчивать!» Всех он задерживает, все вынуждены его ждать. Но он мучится и сам. Каково жить в постоянном цейтноте, вызывая раздражение и у взрослых, и у сверстников? Ребенку грозит одиночество, изоляция в коллективе, где он получает прозвище «тормоз». Его успеваемость оказывается ниже его способностей. Постоянное напряжение не только портит его характер, но и грозит развитием невроза.
Чем отличается «копуша» от ребенка, у которого «раз-раз и готово»? Откуда такие различия в скорости реакций, движений, умственной деятельности? Особенности ли это нервной системы или результат неправильного воспитания?
Еще сто с лишним лет назад в научный оборот вошли открытия академика Павлова: нервные процессы возбуждения и торможения могут быть сильными или слабыми, подвижными или малоподвижными (инертными). Эти свойства могут сочетаться
Исследования показали, что медлительные дети очень склонны к стереотипным действиям, к поступкам по привычной программе. Они предпочитают уже освоенные виды деятельности, уклоняясь от новых. Эта тенденция отмечается у детей раннего возраста независимо от типа нервной деятельности, но у медлительных детей она проявляется и в школе именно
У медлительных детей и протекание умственной деятельности совершается в собственном темпе. Им нужно «собраться с мыслями», прежде чем отвечать на вопрос учителя. Они медленно решают логические задачи, они не схватывают новый материал «на лету». Но это вовсе не значит, что они «бездарные». Нет, интеллектуальные способности у медлительных детей, как и у подвижных, могут быть различными, в том числе и очень высокими. Долго «раскачиваясь», ученик может в итоге дать ответ точный, глубокий, исчерпывающий. Может и не дать, но это уже не связано с темпом его мышления. Точно так же и подвижный ребенок способен решить задачу за один миг, но… правильно или неправильно — это зависит не от скорости.
Психологические исследования показали, что на развитие у ребенка медлительности или подвижности оказывают влияние и собственно воспитательные факторы. К сожалению, чаще наблюдаются изменения в сторону понижения подвижности. Если от ребенка с ранних лет требовать, чтобы он сидел тихо, не мешал, не шумел, не крутился, не приставал, то родители частенько могут добиться своего. Ребенок растет сдержанным, медлительным, даже если объективно обладает подвижностью нервных процессов. Особое значение имеет характер воспитательных воздействий в тех случаях, когда малая подвижность проявляется как природная черта нервной деятельности ребенка. В этих случаях отсутствие условий для тренировки свойства подвижности приводит к углублению его дефицита. Инертный ребенок, поставленный в условия чрезмерной опеки, оказывается в дальнейшем в тяжелом положении, так как при этом свойство подвижности, и без того недостаточное, ослабляется еще больше.
Напротив, ребенок с низкой от природы подвижностью нервных процессов может расти достаточно быстрым и энергичным, если свойство подвижности в нем постоянно и целенаправленно развивали, понемногу увеличивая нагрузку.
То есть условия жизни и воспитания могут иметь как тормозящий характер, так и стимулирующий.
Ростова Людмила