В офис приехал в половине третьего.
По пути заглянул в магазин, что рядом с нашим домом, и купил там голубику, малину, груши, бананы, мандарины и яблоки.
В магазине работает Санат, он сам из Самарканда.
Открывается магазин в восемь утра, закрывается в десять вечера. Санат — его владелец. Вместе с ним за прилавком стоит его двоюродная сестра.
В магазине всегда наисвежайший товар. Санат покупателей он знает по именам. Запомнил, кто и что любит, кто и что чаще всего покупает.
— Что это вы сегодня так много берёте? Гостей ждёте? — поинтересовался Санат.
— Нет, это всё коллегам. Весна, авитаминоз. Нужно восполнять пробелы.
Магазинчик маленький. Я бы даже назвал его не магазином, а лавкой. Раньше такие продуктовые точки были в сельской местности. Там продавалось всё.
Так и здесь. Фрукты и овощи, колбаса и сыр, хлеб и кондитерские изделия, много товара из Узбекистана, Армении и Таджикистана: орехи, сухофрукты, финики, варенье…
Цены у Саната значительно выше, чем в обычных магазинах, но и качество лучше. Очередей не бывает.
Магазин стал своеобразным клубом. Люди заходят сюда, чтобы обсудить новости, политическую жизнь, качество продуктов, с удовольствием рассказывают, кто, когда и где побывал. Сейчас пандемия, поэтому мало кто куда выезжает. Зато все с удовольствием вспоминают прошлые поездки.
Санат един в нескольких лицах. Он экспедитор, грузчик, бухгалтер, продавец, кассир, дизайнер. С покупателями подчёркнуто вежлив и заботлив. Взвешивает всегда с походом. Это когда человек берёт килограмм чего-нибудь, а продавец добавляет граммов 50 (а то и сто) без оплаты.
Приехав в офис, тут же начали обедать. М.Р. Рахматулин, Н.С. Черняев и я обедали долго, ибо десертная часть оказалась значительной.
После обеда, получая положительные эмоции, диктовал ответы на письма.
Что ни письмо, то объяснение в любви.
Что ни письмо, то благодарность.
Что ни письмо, то сообщение о хороших результатах по прохождению «СОЛО на клавиатуре» и чтению «Курить, чтобы бросить!».
Обычные люди: продавцы, медсёстры, кочегары, кладовщики, строители, фермеры, водители, пенсионеры, реже учителя, доктора — отлично меня понимают. А вот чиновники — никак!
Такое ощущение, что у чиновников есть фильтр. И как только появляются слова «курение», «СОЛО», «Шахиджанян», фильтр срабатывает и тут же генерирует автоматически письмо: «Благодарим за внимание. Если будет необходимо, обратимся к вам. С наилучшими пожеланиями…».
В октябре прошлого года я отправил письмо Евгению Примакову, руководителю Россотрудничества.
Уважаемый Евгений Александрович!
Очень рад, что Вы возглавили Россотрудничество. Вы — центр работы по международному гуманитарному сотрудничеству. В мире, Вам это известно больше, чем мне, огромное количество людей, считающих Россию близкой, родной, дружественной страной. В своё время я встречался с К.И. Косачёвым (он руководил Россотрудничеством — В.Ш.), и мы много говорили на эту тему. Даже наметили план сотрудничества, но он перешёл в Совет Федерации, и нашим планам не суждено было стать реальными делами.
У меня к Вам два серьёзных предложения. Нарушаю правила деловой переписки: в одном письме — одна тема. А у меня будет их две, не сердитесь.
Итак, первое, связанное с ИТ. По этому поводу я писал вашему сотруднику П.А. Шевцову. Я слышал о нём много добрых слов, поэтому и написал.
Речь шла о моей программе «СОЛО на клавиатуре». Согласитесь, Евгений Александрович, что компьютерная грамотность и компьютерная культура начинаются с правильного владения клавиатурой. У нас 95% пользователей набирают тексты двумя пальцами. В США, Германии, Франции, Великобритании и других странах десятипальцевому методу набора учат в школах.
Вместе со своими коллегами я создал, простите за повтор, компьютерную программу «СОЛО на клавиатуре», пройдя которую, можно за короткий срок научиться набирать десятипальцевым методом.
Преимущества этого метода очевидны: меньше тратится времени на набор текста, не так устают шея, руки, глаза (не нужно постоянно переводить взгляд с монитора на клавиатуру). На 20%, как показали исследования, снижается утомляемость. И думает человек, если набирает не глядя на клавиатуру, лучше, ибо из-за медленного набора мысль при создании документов тормозится.
Грустно, что рабочее время используется столь непродуктивно.
На набор одной страницы текста уходит полчаса, хотя можно её набрать за пять минут. Согласитесь, каждый сотрудник Россотрудничества и подведомственных отделений, как в Москве, так и в других странах, должен владеть десятипальцевым методом. Научиться этому можно за один-два месяца, без отрыва от производства.
Наша программа — это ещё и хороший психотренинг, воспитывающий у людей исполнительность, аккуратность, точность, обязательность и ответственность.
Прошу Вас, Евгений Александрович, поддержать идею обучить правильному способу набора сотрудников Россотрудничества.
Был бы рад с Вами встретиться и познакомиться лично.
Улыбнитесь!
Идёт человек по лесу и видит лесника, который пилит дерево.
— Эй, чего так долго пилишь?
— Пила тупая, — отвечает лесник.
— Так наточи!
— Времени нет.
Приложение к письму — презентация программы «СОЛО на клавиатуре».
И вторая тема. Курение.
Знаю, что многие в Россотрудничестве курят. Я видел курящих Ваших коллег в Италии, во Франции и в других странах.
Недавно я опубликовал в интернете бесплатную онлайн-книгу «Курить, чтобы бросить!».
Был бы Вам признателен, если бы по всем сотрудникам Россотрудничества соответствующие службы могли сделать рассылку о том, что есть такая бесплатная онлайн-книга «Курить, чтобы бросить!». Каждый, кто её прочитает, завязывает с курением. И там дать ссылку на отзывы о книге: https://kurilbrosil.ru/book/reviews и на саму книгу: https://kurilbrosil.ru
У Вас невероятно интересная, полезная и нужная работа. Делать людей лучше, объединять людей, помогать людям.
Надеюсь, Вам удалось найти единомышленников, которые Вас понимают и помогают.
Коротко о себе.
Я психолог, журналист, педагог. Более 30 лет преподавал на факультете журналистики МГУ им. Ломоносова. Автор книг «1001 вопрос про ЭТО», «Мне интересны все люди», «Учимся говорить публично», «Гимнастика души» и других. Время от времени веду передачи на радио.
С уважением и наилучшими пожеланиями,
Владимир Шахиджанян
На это письмо в ноябре 2020 года я получил ответ:
Всё вроде правильно, хорошо, точно и вежливо, но с тех пор прошло много времени — и никакого движения дальше.
На письмо отвечено? Отвечено! Значит, его можно переместить в архив, а о проблеме, о которой сообщалось, забыть.
Довольно долго говорил с Николаем Сергеевичем, объяснял, почему не доволен тем, как развивается наш сайт https://1001.ru/home. Мне казалось (и я уверен в этом до сих пор), что мы можем стать местом встречи молодых интеллигентных людей, помогающих друг другу. Мы для них — своеобразная ежедневная газета.
Мы должны помочь молодым людям найти призвание и понять своё предназначение. Какие фильмы и спектакли смотреть, какую музыку слушать, какие книги читать — прислушивайтесь к нашим советам, и вы станете лучше.
Пока с реализацией моих желаний не получается.
Вторник прошёл хорошо, среда — хуже.
Первая половина среды ушла на врачей. Затем долго готовился к выступлению на завтрашнем семинаре, который организует «Клабхаус». Вроде, всё знаю, выступал тысячу раз, а каждый раз беспокоюсь, волнуюсь. Давно уяснил: если нормально готовишься, выступление проходит хорошо.
Отобрал книги для подарков. Выписал забавные фразы (использую при выступлении). Договорился с Маратом Рауфовичем, что поедем на семинар вместе.
Для курса «Учимся говорить публично» ничего полезного, как и для переиздания книги «1001 вопрос про ЭТО», не сделал.
Мешает болезнь. Быстро устаю, откладываю начало работы и никак не могу войти в рабочий ритм. Да и атмосфера вокруг не располагает к серьёзной работе.
Верю, что мы сделаем курс «Учимся говорить публично», и он в финансовом плане будет успешным.
Заработаем много денег.
Наймём талантливых сотрудников.
Сосредоточимся на трёх главных работах («СОЛО на клавиатуре», «Курить, чтобы бросить!» и «Учимся говорить публично»).
Организуем общение между нашими читателями, зрителями и слушателями.
Будем отличаться от всех интернет-ресурсов интеллигентностью, обязательностью и мягкостью.
У нас появятся деньги, вырастут зарплаты. А я смогу осуществлять лишь общее руководство и с радостью буду отмечать наше влияние на современную жизнь. Мы хотим её улучшать — мы её улучшаем.
И вторник, и среду заканчивал традиционно: знакомился со списком фамилий новых читателей онлайн-книги «Курить, чтобы бросить!» и с наслаждением рассматривал фотографии новых учеников по «СОЛО на клавиатуре».
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P.S. Три с половиной месяца прошло с тех пор, как была сделана эта запись. Вчера, 30 июня 2021 года, готовя очередную публикацию на сайт, я подумал, как медленно всё у нас меняется, а если и меняется, то далеко не всегда в лучшую сторону.
30 июня прошла «Прямая линия» с президентом. Всю её посмотрел. И огорчился.
Как говорят люди? Косноязычно. Даже те, которые читали свои вопросы по бумажке, запинались, путались, произносили текст невыразительно и неубедительно.
В целом «Прямая линия» оказалась унылым зрелищем. Если так, как было показано, и живёт страна, это ужасно. Постоянно одни и те же проблемы: бедность, неработающий водопровод, грязь на улицах, жуткие дороги, низкие зарплаты, женское одиночество, болезни…
Должен ли президент разбираться с крышей, которая протекает, с забором, который поломали, с неработающим туалетом в школе? Думаю, это не его уровень. Лучше потратить время для обсуждения (и решения) проблем, связанных с развитием искусства, медицины, образования, борьбой с наркотиками и алкоголизмом, тем же курением.
Если судить о жизни нашей страны по «Прямой линии», мы живём скверно и беспросветно. И это страшно.
С 2001 года проводятся эти «Прямые линии». Двадцать лет прошло с тех пор, когда мама просила для своего сына детский сад в 2001 году. Теперь её мальчику за двадцать, и она снова говорит про детский сад, но уже в роли бабушки.
Меняется формат «прямых линий», а суть остаётся та же. Ужасно.
Для того чтобы выплатили деньги, которые полагаются человеку по закону, требуется участие президента. Нужно до него дозвониться, а он должен потребовать выполнение закона от губернатора или министра, а те — от своих подчинённых. И так по нисходящей до чиновников небольшого посёлка.
И в техническом плане «Прямая линия» меня огорчила. Часто соединения не срабатывали, картинка была неточная, речь неразборчивая, а ведь при хорошей режиссуре можно было сделать потрясающее теледейство.
Именно в этот момент люди дозваниваются до президента со своих телефонов, посылают видео и говорят по видеосвязи из магазинов, с заводов, фабрик, коммунальных квартир, больниц, школ, из садов и парков, издательств и театров. Если человек говорит интересно, мы ему продлеваем время. Продлить или не продлить — решает зритель (в техническом плане это легко осуществимо). Тут же отчёт, что было сделано за год по результатам прошлой «Прямой линии».
Я хочу понять, зачем проводить «Прямые линии»? Чтобы всем показать, что президент у нас в курсе реальной жизни? Или для того, чтобы президент мог выступить, повести за собой, успокоить, обнадёжить, рассказать?
Мне кажется, что сценарно и режиссёрски «Прямая линия» оказалась совершенно неподготовленной. А ведь это действо длилось более четырёх часов.
После просмотра «Прямой линии» настроение у меня упало.
Тем не менее, призываю себя не унывать. И это помогает. Не унываю.
Если, прежде чем сделать что-то, вы постоянно ждёте, пока не будете совершенно уверены, что собираетесь сделать верный шаг, то, вероятнее всего, вы не сделаете ничего существенного.
Вин Борден (1943-2014), американский юрист, бизнесмен и политик