Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.
А.С. Пушкин
— Мама, играй! — настойчиво требуют Катя с Варей, выразительно заглядывая мне в глаза и протягивая фигурки лисы, волка и зайца. Это означает одно: «по щучьему веленью…» сейчас развернётся импровизированное кукольное представление по мотивам только что прочитанной или давно любимой сказки.
Выбор огромный. Это может быть «Заюшкина избушка», «Репка», «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка»… В нашем устном исполнении с разными интонациями и игровыми моментами эти сказки начинают оживать.
Если кукол для игры не хватает, мы воображаем, что вот такой-то предмет понарошку превратился в определённый персонаж. Однажды с нашей лёгкой руки в волшебных героев перевоплотились даже зубные щётки.
Иногда сюжеты разных сказок мы намеренно перепутываем, и получается забавный фантастический рассказ. Красная шапочка, встретив серого волка, поёт ему песенку и убегает. Избушка на курьих ножках тонет в болоте, но вызванный по телефону на помощь Корней Иванович Чуковский с командой различных зверей тянет-потянет её, а мышка, нырнув в болото, «щекочет» избушку, и та самостоятельно из болота выпрыгивает…
Неизменным остаётся одно:
добро всегда побеждает зло!
А ещё можно перевоплощаться в сказочных героев самим. Таким образом мы разыграли с детьми две сказки: «Три медведя» и «Красная шапочка».
Примечательно, что в «Красной шапочке» в тот момент, когда волк постучался в дверь к бабушке, Катя, исполнявшая роль бабушки, резко подскочила с кровати и наотрез отказалась играть дальше.
А начиналось всё с кукольного спектакля «Колобок», который мы, взрослые, поставили общими усилиями на двухлетие наших милых двойняшек в качестве подарка.
К предстоящему спектаклю готовились заранее: приобрели красочную деревянную ширму и кукол-марионеток; определили место в саду для сцены; репетировали, правда, мало: понадеялись на незаурядную сообразительность главы семейства. Ему предстояло, прячась в одиночку за ширмой, сыграть всех действующих героев сказки.
В начале спектакля внимание ребят было приковано к происходящему на сцене, но с появлением колобка все трое сорванцов, не сговариваясь, решили принять непосредственное участие в разворачивании сюжета. Вот тут-то и произошло самое интересное и незабываемое, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Прямо на наших глазах была проведена настоящая операция по спасению Колобка от лисы, о чём мы, присутствующие там взрослые, не сразу и догадались!
Петя с Катей по-деловому зашли за ширму к папе, и пока тот разыгрывал сценку встречи Колобка с зайцем, выкрали лису. Под призывы взрослых вернуться обратно «в зрительский зал» они попытались отвернуть лисе голову. Но, оказалось, игрушка сделана на совесть, и голова не откручивается. Со стороны это выглядело как форменное хулиганство.
Не теряя зря времени, Петя решил похитить самого Колобка. Мысль верная, но папа подготовился основательно, захватив с собой жёлтый круглый шарик, которым на ходу заменил пропавшего главного героя.
Этот момент стал переломным — взрослые «в зале» начали смеяться и с интересом наблюдать, что будет дальше. Тем временем сердобольные малыши не сдавались! Видимо, не допустить несправедливости по отношению к доброму и доверчивому Колобку было у моей ребятни делом принципа.
Созрел новый план!
Кому-то из них удалось открутить голову волку, и эта голова была предложена лисе в качестве альтернативы. Однако вариант пришёлся плутовке не по душе. Тогда, видя, что ещё чуть-чуть и случится непоправимое, Петя пошёл на крайнюю меру: утащил лису прямо со сцены и вернул на место украденного ранее Колобка.
Вот так, под бесхитростным детским натиском, концовка сказки была изменена и «приумножена»! Заключительная сцена — два спасённых и счастливых колобка под громкие аплодисменты прощались с хохочущими зрителями.
С тех пор началась наша тёплая дружба со сказкой с вариантами, которые, к слову, можно встретить у замечательного сказочника Александра Николаевича Афанасьева. Впервые они были опубликованы в его сборнике «Народные русские сказки». Со сказками на новый лад мы с детьми встретились и у смешариков в книжке «Ежушкины сказки».
Фантазёр-Петя, как всегда, пошёл дальше: начал придумывать собственные сказки. Теперь мы слушаем сказки на ночь не только от папы, но и от Пети.
«Что за чудо эти сказки!» — восклицал Александр Сергеевич Пушкин. Сказка будит детское воображение, погружает в многообразный мир чувств и эмоций.
Дорогие родители, а ваши дети любят слушать сказки? Если нет, подружитесь со сказкой, ведь «для взрослых сказка до сего дня остаётся непревзойдённым средством в эстетическом воспитании ребёнка» (Наталья Михайловна Ведерникова).
Мария Кулыванова