О чем на ТВ говорить можно, а о чем нельзя? И вообще существует ли она, политическая цензура, которой так пугают? Скандал на ТЭФИ с неназыванием имени одной женщины вызвал массу кривотолков. Льзя или нельзя — вот в чем вопрос.
В программе НТВ «Центральное телевидение» показали сюжет о Березовском. Прекрасный дедушка, отец, замечательный муж всех своих жен. Душка, лапка, а не человек. Значит, про него уже можно в таком виде? А ведь БАБа, кажется, ищут пожарные, ищет милиция... Он враг народа, государства и лично товарища Путина. А тут такая милота. К чему бы это? Может быть, бартер? Отработали заказ по разоблачению одного тяжеловеса и теперь ради сенсации и реабилитации поменяли минус на плюс у другого. Нормальная практика.
Еще недавно в программу «К барьеру!» на том же НТВ приглашали Валерию Новодворскую. Фурию, бестию и Жанну д%u2019Арк в одном флаконе. Уж она-то за словом в карман не полезет. Фигурантам ее перлов лучше застрелиться, чем слушать такое. Но ведь звали в лучшее время на федеральный канал. В чем здесь цимес? По мнению политтехнологов, что бы Ильинична ни говорила, у простых зрителей она обязательно вызовет антипатию.
После разгрома НТВ в «Куклах» Путина с Медведевым тоже не привлекали. Был, правда, «всадник без головы» с голосом и повадками ВВП. Но вот в «Мульте личности» на Новый год они дуэтом спели комические куплеты, хлопая себя от собственного драйва по разным интимным местечкам. «Молодец!» — говорил, пританцовывая, человек, похожий на Путина, г-ну, напоминающему Медведева. Демократы, посмотрев такое, выпали в осадок и тут же объявили наступление новой гласности и демократии на кровавый гэбистский режим. «Во как смело!» — то и дело твердили они. Ну демократы, что с них возьмешь.
На днях в том же «Мульте» рисованый Владимир Владимирович, сидя в мультяшной «Ладе Калине», распевал песенку о ее прелестях. «На „Ладе“, раз, два, три, „Калине“ — цифры тут заменили непечатные слова». То есть обсмеяли путинский вояж по Сибири и Дальнему Востоку и поддержку отечественного производителя по полной программе. Потому что можно. Все, и Путин прежде всего, понимают тщетность реанимировать родной автопром. Наверное, сам первый втихаря над собой смеется: «Лада Калина», ой, как весело«. Чувствительное телевидение такую фишку сразу же сечет на раз.
В ночи в передаче «Школа злословия» тоже можно услышать всякое разное. Пригласят злобные девушки Смирнова и Толстая к себе на рандеву молоденькую депутатшу от «Единой России», балерину по совместительству, и давай ей преподавать уроки русского устного: зачем это вы, мол, такая вся неопытная, в партию власти вступили, и как это вы политику своими ножками прекрасными будете осуществлять. Депутатша — в осадок, нечего ей сказать, возразить на это. Дискредитация «вертикали», однако. Но ночью можно, никто же не видит.
А вот Манану Асламазян на ТЭФИ оказалось называть нельзя ни при каких обстоятельствах. Но, может, это самоцензура, и Михаил Швыдкой просто побежал впереди паровоза. Ему никто не говорил, он сам все понял. А что, нельзя было прикинуться веником и имя лауреатши все же произнести? Может, ничего за это и не было бы.
А может, вообще все можно? И цензуру придумали сами боязливые телевизионщики? Инициатива, конечно, наказуема, но почему бы не попробовать? Вдруг тандем за это еще и спасибо скажет.
Не могу молчать!
Эх, Владимир Владимирович, чудак, испортил песню. Уж я вам и образ подобрал, и роль главную в пьесе, а вы взяли и всё испортили. Ну что ж вам все неймется? Ушли на покой, долой из коридоров власти, так и не высовывались бы.
Впрочем, обо всем по порядку. Началось с ТЭФИ. Вернее, с последнего скандала с Мананой Асламазян. Два года г-н Швыдкой уже возглавляет Телеакадемию. Теперь все шишки будут падать на него. Он в центре событий. Ну а предшественник его, Владимир Владимирович...
Когда человек уходит от власти, то становится самим собой. Власть — это амбиции, чужие и собственные, баланс интересов, прохождение между струйками. Точечная игра на поражение. Человек, обладающий властью, всегда должен делать вид, входить в образ. Мера ответственности его велика, он же теперь отвечает не только за себя. Человек, взявший много власти, всегда меняется. Но постепенно. Сначала с его приходом люди связывают надежды. Потом они оказываются несбыточными. Президент (Телеакадемии) поначалу купается в этих первых радостях, его все любят до потери пульса. Но время проходит, а власть налипает. У человека появляется куча новых обязательств. От него все ждут чего-то, он должен и тем, и другим, и третьим.
Примеров тому куча. Вот Ельцин Борис Николаевич. Когда шел во власть, был одним человеком, на троллейбусе катался, говорил внятно без бумажки. Да и вообще красавец мужчина. Ну а стал президентом, и что? Куда всё подевалось? И говорить стал невесть что, вся логика куда-то делась, речь невнятная. В августе
И случилось чудо. Человек вернулся к себе. Выглядеть стал как новенький, почти как в
После всех ТЭФИ-скандалов посмотрел программу «Познер». Там Владимир Владимирович беседовал с артистом Машковым. Как же ему теперь хорошо, думаю: все склоки, наветы, подозрения позади, только сиди, беседуй с хорошими людьми и в ус не дуй. Так за ВВП порадовался. Ну просто император Диоклетиан: «Вы лучше посмотрите, какую я вырастил капусту». В хорошем смысле.
Но не хочет Познер почивать на лаврах. И вечный бой, покой нам только снится! Из-за не- примерного поведения преемника он лишил его примерно наказать, выйти из академии в знак протеста. То есть ВВП весь в белом на фоне Швыдкого, ну а все, что было во время его собственного правления — наплевать и забыть.
Во темперамент! Не могу молчать! Ну прямо Лев Толстой. Эх, Владимир Владимирович, противоречивый вы наш.
Модный приговор
Когда ведущий садится не в свою программу — это сразу видно. Он как бы примеряет чужую одежку, впору ли. Аль мала, или, наоборот, рукава отвисают. Зритель, он же покупатель, туфту всегда увидит, бракованное не возьмет. «Поле чудес» начинал вести Влад Листьев. Эту несерьезную программу смотрели все, но больше всего — интеллигенты. Потому что Листьев «шил» ее для себя, по своему образу и подобию. Все его реакции, рефлексия, комплексы были здесь, на виду. Смотрелось это жутко интересно и замысловато, несмотря на, казалось бы, облегченную игру в кроссворд. Но Листьев пошел дальше, а свой «костюмчик» отдал Леониду Якубовичу. Якубович тоже человек умный, но по-другому. Он решил создать себе маску: простачок, бодрячок и рубаха-мужичок. Таких любят девушки за 50, а взрослым дядькам выпить с подобным экспонатом одно удовольствие. Ну и огурчиком малосольным закусить из подаренной дяде Лене банки трехлитровой. Но я вот это смотреть не могу. Как наткнусь случайно на «чудесное поле», тут же переключаю. Не мое.
Когда-то, в старое уже советское время, «Кинопанораму» вел Эльдар Рязанов. Оторваться было невозможно! Рязанов разговаривал только и именно с тобой. В кадре он любил, но мог и не уважать своих гостей, и все это было видно. Интеллектуальная планка высочайшая. Но в стык с ним передачу вел кинокритик Даль Орлов. И всё, программа высушивалась, как вобла. Жизнь уходила, одни лишь отчеты о проделанной работе. После того как Рязанов вообще покинул «Кинопанораму», ее пробовали реанимировать — дали вести знаменитому сценаристу Виктору Мережко. Казалось, интереснейший персонаж, у него покатит. Но ровным счетом ничего не произошло. Умение общаться — особое искусство. Мережко лучше умеет писать, и рязановские мешковатые одежды ему оказались слишком велики. Главное, чтобы костюмчик сидел!
Но помните ли вы, отчего первая кулинарная программа на нашем ТВ называется «Смак». Это значит — с Макаревичем. Только наверняка многие забыли, что Андрей Вадимович когда-то ее вел. Хотя делал он это превосходно на протяжении многих лет. Но молодой Ургант принял эстафету от шеф-повара и будто бы родился в рубашке. Теперь эта передача ассоциируется исключительно с Иваном, и больше ни с кем.
На Пятом канале Светлана Сорокина ведет «Программу передач». Отлично это делает. Но вот в пару к ней поставили Андрея Максимова. Что тут началось: зачем нужен этот Максимов, да он Свету подсидеть хочет, она же у нас несговорчивая, непричесанная, вот и поставили карася, чтобы золотая рыбка не дремала. Бредни все это, господа. Сорокина сама позвала г-на Максимова вести «Программу передач» в очередь. И сразу из одной передачи образовались две, потому что ведущие абсолютно разные. Сорокина чувствительна, эмоциональна, легка, необычайно заинтересована и умеет создать вокруг себя атмосферу понимания. Максимов кажется тяжеловесным, а на самом деле у него просто другой темпоритм. Он копает в глубину, хотя и не всегда выходит. Но в программе о Тарковском выйти от «Соляриса» к теме греха — это нужно быть мудрецом и философом. Максимов добавил передаче воздуха, нового смысла. И нового зрителя. Он тоже интересен, но по-своему. Спросите у Жванецкого.
Мастер Пивоваров
Может быть копия лучше оригинала? По определению — нет. А если отойти от канонов? Вот на недавнем фестивале пародий «Большая разница» в Одессе почти все клоны выглядели ярче и талантливее своих прототипов. Ну зачем нам в очередной раз слушать Баскова, Галкина, Анжелику Варум и ее Агутина? Что они нам нового споют? Зато пародисты зажигали, только искры врассыпную.
Алексея Пивоварова долгое время называли клоном Парфенова. Внешне — одно лицо, та же походка, размах рук и т.д. На НТВ Пивоваров ведет новостную программу «Сегодня» и документальный проект «Авиаторы». Но иногда он еще делает фильмы о войне. Такие, что бьют наповал, простреливают насквозь. О его «Ржеве» спорят до сих пор. Многие ветераны возмущаются, другие восхищаются, но все смотрят. На днях вышел новый пивоваровский фильм «Брест. Крепостные герои». И опять пронзил.
Казалось, мы все знаем о Крепости. О ее героях, которых сначала предали забвенью, потом вознесли на небеса. Но не всех. Кого надо забыли, потому что после немецкого плена они считались изменниками Родины и сидели много лет уже в советском плену. Одних реабилитировали, но не полностью. На других и вовсе поставили крест. В прямом смысле, надмогильный. Все это известно. Но мифы, символы остаются в сознании припечатанными навсегда. «Героический подвиг, слава павшим за Родину!» Это все правильно, конечно, необходимо. Но где тут судьба человека?
Пивоваров находит эту судьбу. Практически каждую. Метущуюся, неуспокоенную. В картине нет крупных мазков, батальных сцен. Это окопная правда, самая настоящая. Реконструкция событий: живые люди, бойцы замерли, словно на холсте, а оживают в письмах, воспоминаниях. Их озвучивают артисты Алексей Серебряков и Екатерина Гусева. Особенно значим Серебряков: так прост, но эта простота не сродни известной пословице, наоборот, выше всего на свете. Эти люди защищали страну, когда все еще было так безнадежно и позорно. Они стояли до конца, до последнего. А те, кто чудом сумел выжить, потом всю жизнь должны были доказывать свое существование. Не подвиги, а просто право жить. И жили очень скромно, доживали. Были героями на плакатах, зато реальность оказалась обыденней и страшней.
Говорят, НТВ — криминальный канал. Местами это так, конечно. Но если подумать, посмотреть, можно найти чудесные передачи, фильмы. А Алексей Пивоваров давно уже не клон, а просто Мастер.
материал: Александр Мельман