Итак, минувшей осенью я нашёл работу специалиста офиса крупного российского сотового оператора (для конспирации назовём его «АБВГД»), прошёл собеседование, учёбу, стажировку и заступил на пост продавца-консультанта в типичном салоне связи. Нескольких месяцев хватило, чтобы понять: обманывать людей — не моё.
Не обманешь – не проживёшь
Только начав работать в салоне связи, я понял, что всё то, что со мной происходило до этого, к работе в «АБВГД» имеет весьма отдалённое отношение. Сущность подноготной «АБВГД» раскрывалась постепенно, смена за сменой.
Больше всего меня не устраивало то, что в пределах компании, но в разных офисах правила торговли и расценки на одну и ту же услугу могут отличаться — и очень сильно. В процессе работы в «АБВГД» сменил три офиса, и мне есть с чем сравнивать.
Вот один из ярких примеров.
Когда я работал в офисе на Серпуховской, ко мне пришёл мужчина оформлять полис ДМС (добровольного медицинского страхования). Я тогда только пришёл после стажировки, многого ещё не знал.
— Вика, мы оформляем полисы ДМС? — уточнил я у коллеги.
— Да. Пробивай как страховку «Всё для вас».
Название изменил — это полис, который официально продаётся в «АБВГД».
— Но это же разные продукты!
— Делай, что говорят, — последовал ответ.
Ладно, мне-то что.
Вбиваю в программу «Всё для вас». Стоимость — 370 рублей. Беру их с клиента и отпускаю.
Перед закрытием смены ко мне подходит Вика.
— Дим, ты пробивал ДМС сегодня?
— Да.
— Почём продал?
— 370.
— Ты дурак?! За тысячу надо его продавать! За тысячу! На год! А на два года — за две!
В этом офисе (а работал я здесь ещё больше месяца) мне полисы ДМС больше оформлять не пришлось. Услышав стоимость, клиенты разворачивались и уходили.
Через месяц меня перевели в офис на Спортивную. В первый же день — заявка на оформление ДМС.
На всякий случай спрашиваю у руководителя офиса:
— Вань, ДМС оформляю?
— Да.
— Почём?
— А что, есть варианты? 370 рублей.
Пробиваю полис за 370 рублей, дожидаюсь, пока в офисе не останется ни одного клиента.
— Вань, почему на Серпуховской ДМС стоит тысячу, а у нас 370?
— Потому что совести у них нет. У нас как: не обманешь — не проживёшь. Но не в три же раза цену завышать.
Впоследствии про «не обманешь — не проживёшь» я слышал в «АБВГД» не раз и не два. Дескать, работа такая, бизнес, рыба гниёт с головы. Слыша это, вспоминал цитату из Евтушенко: «То, что рыба гниёт с головы, — оправдание хвоста».
Через некоторое время меня перевели ещё в один офис — на Нагатинскую. Опять та же история. Оформление ДМС.
Уточняю:
— ДМС оформляем?
— Нет.
Немая сцена.
— ?!
— Что ты на меня так смотришь? Сказал же, нет. Нигде в «АБВГД» это не делается.
Вечером, пока закрывали офис, рассказал начальнику о махинациях с ДМС в предыдущих двух офисах. Чем дольше я говорил, тем ниже у него отвисала челюсть. По его словам, такие дела пахнут уголовщиной — статьёй за мошенничество.
— Ты разве не слышал, как один раз весь офис без зарплаты оставили из-за этого ДМС?
— Нет, — пожал плечами я. — И как же?
— Да мне знакомый один рассказывал, тоже руководитель. Пришёл к ним мужик оформлять ДМС. Так с него 1200 рублей содрали, расценки, видишь ли, у них такие. Дядька спорить не стал, отдал деньги, ушёл. Только вот на следующий день объявился в сопровождении двух полицейских. И корочку показал. Председатель коллегии адвокатов оказался.
— Ничего себе… И что дальше?
— А ничего дальше. Откупились от него. Вот только денег своих за месяц не увидели. Руководитель должен был 80 тысяч за месяц получить — дали десятку и велели радоваться, что не уволили. Рядовые сотрудники так вообще тысяч по пять получили. Вот так-то. А знаешь, что самое интересное?
— Что?
— Ничему их эта история не научила. Как драли деньги с клиентов, так и до сих пор дерут. Даже цену не снизили, по-моему.
И так — во многом.
Основные жертвы – приезжие и старики
Клиентам (как правило, приезжим) навязывают несуществующие правила, вынуждая оставлять в салоне связи как можно больше денег. Например, когда кто-то приходит отправлять денежный перевод (99% — гастарбайтеры), их заставляют покупать SIM-карты с грабительским тарифом. Якобы без этого невозможно отправить перевод. Формально нигде это не прописано. Но надо нагонять дневной план по SIM-картам, вот и идут на обман.
История с симками имела место не везде. На Серпуховской и Спортивной такое практиковалось, на Нагатинской — нет. Но на Нагатинской были свои закидоны — например, там, где по акции полагалось предоставить клиенту две карты в подарок, выдавали одну. Вторую использовали в своих целях, опять же для плана. Распечатывали два договора, подпись клиента для второй карты подделывали.
И это не единственный пример мошенничества в «АБВГД». Один из сотрудников хвастал, как выгодно «обул» клиента пенсионного возраста. Тот пришёл за помощью: не включался и зависал купленный в салоне мобильный телефон. Продавец-консультант просто перезагрузил аппарат, установил антивирусную программу и взял с клиента несколько тысяч рублей. И ещё гордился этим!
Мой выбор – честная копейка
Естественно, это не единственная причина, по которой я ушёл.
Были и необоснованные срезания премий, нигде невозможно было получить детализацию, за что конкретно сняли ту или иную часть. Ладно бы, если у меня одного. Так было у всех, вплоть до руководителей группы офисов.
Случились и нападки со стороны клиентов. Чаще всего — обоснованные. Но встречались и просто неадекваты, от которых перегаром несло за километр. В общем, после смены чувствовал себя загнанной лошадью.
А куда денешь хамское отношение со стороны высшего руководства (в нашем случае — руководителя группы офисов)? На мою попытку поговорить с руководителем, донести до него мысль, что надо работать честно, помогать людям или хотя бы не так нахально обманывать (если уж «не обманешь — не проживёшь»), я получил следующий ответ:
— Мы тут не занимаемся благотворительностью. Не нравится — пошёл вон.
— Но мы же должны помогать людям, которые к нам приходят! Они идут со своей бедой. Не все хотят купить у нас телефон, аксессуар, карту, что-то ещё. У кого-то деньги списываются за подписки, которые они не подключали. Кому-то идёт лишняя реклама. Кто-то потерял симку и хочет её восстановить. Разве наша задача — не выслушать их, не помочь? Почему мы только и делаем, что впариваем?
— Помочь — это дело десятое. Мы здесь не помогать поставлены, а «деньгу зашибать».
— Тогда почему на курсах говорят одно, а на деле совсем другое? — задал я резонный вопрос.
Ответ убил:
— На курсах ничего не знают, что происходит в реальности. Они преподают по книжке. Ты хочешь, чтобы тебя честно учили грамотно мошенничать?
Стоит ли говорить, что на следующий день после нашего разговора я подал заявление об уходе из «АБВГД». О потраченном времени не жалею. Всё же это опыт.
Самый главный вывод, который я сделал для себя: в продажах мне делать нечего. Впихивать я не умею. Наглость вторым счастьем не считаю. На всё ради денег и выполнения плана не пойду. Считаю, что лучше уж копейка, но честная, чем рубль, добытый обманом.
Дмитрий Меньшиков