Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

«СПАСИБО, ЧТО ДЕЛАЕТЕ НАС ЛУЧШЕ...»

Цикл «Волшебные буковки». Часть пятая
 
 
 

«...Критики похожи на слепней, которые мешают лошади пахать землю. Лошадь работает, все мускулы натянуты, как струны на контрабасе, а тут садится слепень и щекочет и жужжит. Нужно встряхивать кожей и махать хвостом. О чем он жужжит? Едва ли ему понятно это. Просто характер у него беспокойный и заявить о себе хочется, — мол, тоже на земле живу! Вот видите, — могу даже жужжать, обо всём могу жужжать! Я двадцать пять лет читаю критику на мои рассказы, а ни одного ценного указания не помню, ни одного доброго совета не слышал. Только однажды Скабичевский произвел на меня впечатление, он написал, что я умру в пьяном виде под забором...» (А.П.Чехов)

 
 
 

Всем привет! Как вы уже поняли, наша сегодняшняя тема будет про критику и критиков. Уже слышу скрип зубов и тяжкие вздохи авторов. Тема весьма болезненная! Но мы должны пройти через это вместе. Поэтому, дорогие авторы и любители буковок, кладем валидол под язык, глотаем таблетки пустырника или догоняемся мятным чаем. Критики вошли в чат, и избавиться от них не так-то просто!


Наклейка «Прекратите убивать животных»

Да и нужно ли избавляться? Даже если Чехов и сравнивает их со слепнями (мы просим прощения у критиков от имени Чехова и от всех нас!), все равно: без них никуда. Поэтому остается нам — авторам одно: понять, простить, принять (можно и на грудь) и двигаться дальше под их настойчивое жужжание. Еще раз прошу прощения! Уверена, что у адекватных критиков с самоиронией все отлично.

Почему же критики и критиков не избежать? Да потому, что ваши пьесы не должны и, надеюсь, не будут пылиться в ящиках столов и на флэшках! Написали пьесу? Отложили на несколько дней, выдохнули, затем достали, внесли правки и вперед: выпускать вашего «творческого ребеночка» в люди! Рассылаем по всевозможным конкурсам, фестивалям, семинарам и так далее. Их множество! А потом: наслаждаемся результатом и начинаем по этим самым фестивалям ездить, тусить, вести богемный образ жизни, общаться с единомышленниками, посещать фуршеты и всякое такое. Все это безумно приятно и полезно для творческого роста. И услышать, как вашу пьесу читают профессиональные актеры тоже, как правило, приятно. (О «попадании» актеров и режиссеров в ваши тексты поговорим как-нибудь отдельно). Я это к чему. В общем и целом, всё это круто!

Но. Есть один нюанс. На ВСЕХ фестивалях будут критиковать ваши пьесы. И нигде вам не спрятаться от вездесущих критиков. Иногда создается впечатление, что вашу пьесу взяли в десятку или пятерку лучших и пригласили на какой-нибудь театральный фестиваль только для того, чтобы опустить вас и ваш текст пониже плинтуса. Опять же: господа критики и критикессы, без обид. Тут никаких обобщений. Просто реально бывает всякое.

Беда в том, что адекватной критики и критиков у нас мало. Вот честно. Я за свою более чем десятилетнюю карьеру драматурга много их повидала на фестивалях, театральных лабораториях и конкурсах. И реально крутых критиков могу пересчитать по пальцам одной руки! И считаю это большой удачей! Почему так? Ну, потому что не все понимают, что критика должна быть с установкой на позитив, и многие критики просто занимаются самоутверждением за счет авторов. Особенно начинающих. Увы.


Черепа дебютантов

Поделюсь с вами одной из моих авторских психотравм, которая связана с критиками. Было это лет десять назад. Я писала пьесы буквально второй или третий год. И конечно же, остро реагировала на любые отзывы, тем более критические. Моя пьеса участвовала в театральной лаборатории в Санкт-Петербурге, в Гатчине. Были читки, и мой текст больше всех не понравился одному именитому московскому критику. Помню, на фуршете он долго меня учил, как нужно писать и выдал афоризм, который я запомню до конца моих дней. Фраза была следующая, близко к тексту: «Пьесы, дорогая барышня, нужно писать кровью и спермой, а не этими вашими женскими гормонами!..» Занавес, как говорится;)))

Это же прекрасно, согласитесь! С тех пор я постоянно нахожусь в поиске нужных ингредиентов. Но. Сами понимаете: не все так просто! И не всегда они под рукой! В общем и целом, я долго тогда приходила в себя. Мой благословенный драматургический наставник проводил со мной долгие психотерапевтические беседы о том, как надо реагировать на критику. Мое авторское эго было растоптано, размазано и опущено ниже плинтуса. А ведь так не должно быть. Это сейчас я могу посмеяться над этой великолепной фразой. Она шикарна! А тогда не могла. И поэтому какой главный вывод? Правильно! Критика (та, которая самая правильная и полезная для авторов) должна быть прежде всего с установкой на позитив!

Итак, что такое адекватная критика? Это анализ, оценка и разбор какого-либо произведения, явления или продукта (и даже человека), с указанием возможностей улучшения.

Какая у критики цель? Как ни странно, но — ПОМОЧЬ её объекту в том, чтобы улучшить себя или своё творение, и СТИМУЛИРОВАТЬ НА РАЗВИТИЕ! Правильная критика вызывает хорошие чувства и положительно мотивирует, потому что объект критики понимает: он не один, ему помогают, за качество его работы переживают из позиции «плечом к плечу».

Мне повезло. Я встречала в жизни действительно хороших критиков. Которые вдохновляли на подвиги и на то, чтобы сделать мои тексты лучше. И я им безумно благодарна! Хороший критик — это СИЛА! Благослови их Вселенная и все Боги мира! Надеюсь их будет всё больше и больше! И тогда союз авторов и критиков действительно сотворит чудеса в искусстве!

Ну, а на случай, если вам на пути попались все-таки не очень адекватные критики, и вы видите, что они с удовольствием самоутверждаются за счет вас и ваших текстов... На этот случай есть один способ самозащиты, которому меня научил мой драматургический наставник. А я теперь с вами поделюсь.

Ловите универсальный ответ всем критикам мира! Что нужно делать? Всё просто. Нужно кивать, улыбаться и повторять (вслух или про себя, зависит от степени неадекватности критика): «СПАСИБО, ЧТО ДЕЛАЕТЕ НАС ЛУЧШЕ!»

И всё. В этом ответе есть и благодарность, и ирония, и самоирония, и легкая издевка. Поэтому: пользуйтесь на здоровье! И другим расскажите! Я этот способ практикую. Работает!

Ну, вот и всё на сегодня. Надеюсь, ни один из критиков не закидает меня тухлыми яйцами. Поверьте, статья написана от души и с огромной любовью к вам, дорогие критики! Надеюсь на вашу адекватность! Мы вас любим. Так любим, что в следующий раз хотелось бы снова поговорить о критиках. Точнее, об одном. О самом страшном и ужасном, который только может быть! О нас самих!

Да, тема внутреннего критика тоже мне кажется весьма актуальной. Особенно в начале любого творческого пути практически каждого автора. Будем разбираться со своими внутренними демонами и призовем на помощь прекрасную Элизабет Гилберт.

Заинтригованы?

Тогда на связи и до встречи в пространстве волшебных буковок!

Татьяна Голюнова

231


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95