«...Критики похожи на слепней, которые мешают лошади пахать землю. Лошадь работает, все мускулы натянуты, как струны на контрабасе, а тут садится слепень и щекочет и жужжит. Нужно встряхивать кожей и махать хвостом. О чем он жужжит? Едва ли ему понятно это. Просто характер у него беспокойный и заявить о себе хочется, — мол, тоже на земле живу! Вот видите, — могу даже жужжать, обо всём могу жужжать! Я двадцать пять лет читаю критику на мои рассказы, а ни одного ценного указания не помню, ни одного доброго совета не слышал. Только однажды Скабичевский произвел на меня впечатление, он написал, что я умру в пьяном виде под забором...» (А.П.Чехов)
Всем привет! Как вы уже поняли, наша сегодняшняя тема будет про критику и критиков. Уже слышу скрип зубов и тяжкие вздохи авторов. Тема весьма болезненная! Но мы должны пройти через это вместе. Поэтому, дорогие авторы и любители буковок, кладем валидол под язык, глотаем таблетки пустырника или догоняемся мятным чаем. Критики вошли в чат, и избавиться от них не так-то просто!
Наклейка «Прекратите убивать животных»
Да и нужно ли избавляться? Даже если Чехов и сравнивает их со слепнями (мы просим прощения у критиков от имени Чехова и от всех нас!), все равно: без них никуда. Поэтому остается нам — авторам одно: понять, простить, принять (можно и на грудь) и двигаться дальше под их настойчивое жужжание. Еще раз прошу прощения! Уверена, что у адекватных критиков с самоиронией все отлично.
Почему же критики и критиков не избежать? Да потому, что ваши пьесы не должны и, надеюсь, не будут пылиться в ящиках столов и на флэшках! Написали пьесу? Отложили на несколько дней, выдохнули, затем достали, внесли правки и вперед: выпускать вашего «творческого ребеночка» в люди! Рассылаем по всевозможным конкурсам, фестивалям, семинарам и так далее. Их множество! А потом: наслаждаемся результатом и начинаем по этим самым фестивалям ездить, тусить, вести богемный образ жизни, общаться с единомышленниками, посещать фуршеты и всякое такое. Все это безумно приятно и полезно для творческого роста. И услышать, как вашу пьесу читают профессиональные актеры тоже, как правило, приятно. (О «попадании» актеров и режиссеров в ваши тексты поговорим как-нибудь отдельно). Я это к чему. В общем и целом, всё это круто!
Но. Есть один нюанс. На ВСЕХ фестивалях будут критиковать ваши пьесы. И нигде вам не спрятаться от вездесущих критиков. Иногда создается впечатление, что вашу пьесу взяли в десятку или пятерку лучших и пригласили на какой-нибудь театральный фестиваль только для того, чтобы опустить вас и ваш текст пониже плинтуса. Опять же: господа критики и критикессы, без обид. Тут никаких обобщений. Просто реально бывает всякое.
Беда в том, что адекватной критики и критиков у нас мало. Вот честно. Я за свою более чем десятилетнюю карьеру драматурга много их повидала на фестивалях, театральных лабораториях и конкурсах. И реально крутых критиков могу пересчитать по пальцам одной руки! И считаю это большой удачей! Почему так? Ну, потому что не все понимают, что критика должна быть с установкой на позитив, и многие критики просто занимаются самоутверждением за счет авторов. Особенно начинающих. Увы.
Черепа дебютантов
Поделюсь с вами одной из моих авторских психотравм, которая связана с критиками. Было это лет десять назад. Я писала пьесы буквально второй или третий год. И конечно же, остро реагировала на любые отзывы, тем более критические. Моя пьеса участвовала в театральной лаборатории в Санкт-Петербурге, в Гатчине. Были читки, и мой текст больше всех не понравился одному именитому московскому критику. Помню, на фуршете он долго меня учил, как нужно писать и выдал афоризм, который я запомню до конца моих дней. Фраза была следующая, близко к тексту: «Пьесы, дорогая барышня, нужно писать кровью и спермой, а не этими вашими женскими гормонами!..» Занавес, как говорится;)))
Это же прекрасно, согласитесь! С тех пор я постоянно нахожусь в поиске нужных ингредиентов. Но. Сами понимаете: не все так просто! И не всегда они под рукой! В общем и целом, я долго тогда приходила в себя. Мой благословенный драматургический наставник проводил со мной долгие психотерапевтические беседы о том, как надо реагировать на критику. Мое авторское эго было растоптано, размазано и опущено ниже плинтуса. А ведь так не должно быть. Это сейчас я могу посмеяться над этой великолепной фразой. Она шикарна! А тогда не могла. И поэтому какой главный вывод? Правильно! Критика (та, которая самая правильная и полезная для авторов) должна быть прежде всего с установкой на позитив!
Итак, что такое адекватная критика? Это анализ, оценка и разбор какого-либо произведения, явления или продукта (и даже человека), с указанием возможностей улучшения.
Какая у критики цель? Как ни странно, но — ПОМОЧЬ её объекту в том, чтобы улучшить себя или своё творение, и СТИМУЛИРОВАТЬ НА РАЗВИТИЕ! Правильная критика вызывает хорошие чувства и положительно мотивирует, потому что объект критики понимает: он не один, ему помогают, за качество его работы переживают из позиции «плечом к плечу».
Мне повезло. Я встречала в жизни действительно хороших критиков. Которые вдохновляли на подвиги и на то, чтобы сделать мои тексты лучше. И я им безумно благодарна! Хороший критик — это СИЛА! Благослови их Вселенная и все Боги мира! Надеюсь их будет всё больше и больше! И тогда союз авторов и критиков действительно сотворит чудеса в искусстве!
Ну, а на случай, если вам на пути попались все-таки не очень адекватные критики, и вы видите, что они с удовольствием самоутверждаются за счет вас и ваших текстов... На этот случай есть один способ самозащиты, которому меня научил мой драматургический наставник. А я теперь с вами поделюсь.
Ловите универсальный ответ всем критикам мира! Что нужно делать? Всё просто. Нужно кивать, улыбаться и повторять (вслух или про себя, зависит от степени неадекватности критика): «СПАСИБО, ЧТО ДЕЛАЕТЕ НАС ЛУЧШЕ!»
И всё. В этом ответе есть и благодарность, и ирония, и самоирония, и легкая издевка. Поэтому: пользуйтесь на здоровье! И другим расскажите! Я этот способ практикую. Работает!
Ну, вот и всё на сегодня. Надеюсь, ни один из критиков не закидает меня тухлыми яйцами. Поверьте, статья написана от души и с огромной любовью к вам, дорогие критики! Надеюсь на вашу адекватность! Мы вас любим. Так любим, что в следующий раз хотелось бы снова поговорить о критиках. Точнее, об одном. О самом страшном и ужасном, который только может быть! О нас самих!
Да, тема внутреннего критика тоже мне кажется весьма актуальной. Особенно в начале любого творческого пути практически каждого автора. Будем разбираться со своими внутренними демонами и призовем на помощь прекрасную Элизабет Гилберт.
Заинтригованы?
Тогда на связи и до встречи в пространстве волшебных буковок!
Татьяна Голюнова