Вчитываюсь в каждую фразу по сто раз. Всё не нравится.
Пытаюсь переделать. Убираю слово, вписываю, опять читаю… Фраза становится ещё хуже.
Иду пить чай. Снова сажусь перед монитором.
Вызываю файл с текстами для девятой версии. Читаю и раздражаюсь. Неужели это я написал? Почему же так плохо? Всё пресно, скучно, много повторов.
Нет-нет, повторы должны быть — это же учебная программа. Любому ученику, если хочешь, чтобы он
Но с другой стороны, повторы раздражают. Сократить, убрать, переписать? Пусть будет повтор, но в другой редакции.
Семьсот страниц текста.
Задумался.
Ладно, решил, не буду ничего править. Просто хотя бы прочту всё целиком — один раз.
Напал на рассуждения о цели и смысле жизни. Такой текст:
«Человек — это возможность.
В году 12 месяцев, 52 недели, 365 дней. В сутках 24 часа. В каждом часе — 60 минут.
Каждый день может приносить ощущение нового, неизведанного, любопытного, интересного. Любую мечту можно превратить в реальность, если правильно расставить паруса!
Будем помнить: жизнь — это творчество. Каждый из нас — творец собственной жизни. Разве не так?
Каждый человек хочет жить радостно. Смысл жизни — в радости.
Радость — это всегда итог, ощущение, которое мы испытываем от сделанного, созданного.
Радость от настоящей любви, от общения с родными, от учеников, друзей.
А как же удовольствие?
Удовольствие — вкусная еда, посещение театра, кино, дружеская вечеринка…
Не будем путать удовольствие и радость. Это понятия разные.
Все мы созидатели своей жизни. Разве не так?
Мы можем постоянно развиваться, умнеть и становиться более образованными людьми. Получение образования — тоже радость. Интересная работа — всегда в радость.
Всё просто, всё сложно.
Серьёзное отношение, доброе отношение, мягкое отношение, искреннее отношение, отношение с сочувствием, отношение с пониманием.
Деликатное отношение к другим — этого многим не хватает.
Жизнь может стать лучше.
Так хочется, чтобы в мире стало больше добра.
Так хочется, чтобы в мире стало больше честности.
А ещё — нежности, отзывчивости, мягкости, понимания.
Люди никак не могут понять, что всё зависит от них, от нас.
К сожалению, не все понимают, что жизнь коротка«.
Но ведь всё выспренно и банально. А может быть, так и надо?
Писал ли я книгу с Юрием Никулиным «Почти серьёзно…», трудился над «Мне интересны все люди», выпускал «1001 вопрос про ЭТО», создавал «Учимся говорить публично», готовил выпуски анекдотов «1001 анекдот про ЭТО », делал «КомпьютЕрики шутят» — я всегда рукописи на разных стадиях готовности давал читать своим друзьям и знакомым. И каждое критическое замечание обязательно проверял, рассматривал, изучал и пытался понять.
А тексты для девятой версии я никому не могу дать. Их нельзя просто читать — они должны восприниматься лишь в самой программе, где одно (программа) дополняет другое (текст). Вне программы (звука, картинки, графики, выплывающих окон) такие тексты не могут быть понятны. Поэтому давать их кому-либо — затея бессмысленная. Тексты будут проверяться на тех, кто начнёт тестировать нашу «девятку» — и прежде всего на учениках очной школы.
На это ушло восемь часов. Только на чтение!
Устал. Решил прогуляться по парку. Роман Олегович Иванов составил мне компанию.
Потом вместе с Романом Олеговичем подготовили два интервью, ответили на сорок писем.
Перед сном я долго говорил по телефону с Павлом Вячеславовичем Померанцевым. Мы обсуждали проблемы сегодняшнего кинематографа.
Подвожу итоги. Вычитан и всё-таки поправлен текст. Написано около двадцати страниц комментариев, которые будут появляться после того, как ученик выполнит то или иное задание. Ещё раз просмотрены цитаты.
Что ж, неплохой результат. Днём я доволен.
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P.S. Дмитрий Юрьевич Митрофанов сегодня отдыхал. Как он сказал мне, «я тоже человек и имею право на отдых». Разговор по телефону с ним был коротким.
Одно меня радовало: чуть-чуть лучше стал звучать его голос. Это результат прохождения курса «Учимся говорить публично».
«Есть люди, которые читают лишь для того, чтобы находить у писателя ошибки». Люк де Клапье Вовенарг