Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Ну кто так ездит!

Многих из тех, кто сидит за рулем, цитировать дальше просто нельзя. Словно какие-то темные механизмы включаются в нас вместе с поворотом ключа в замке зажигания. Откуда это безумство эмоций и поступков?

Недавно я гостил у друзей, приехав без машины, – мы договорились, что домой меня потом подбросит их дочь. Признаться, я немного беспокоился за водительские навыки 19-летней барышни. Как оказалось, зря: водит она очень прилично. А вот выражается при этом не очень. Не то чтобы я ничего подобного не слышал раньше – слышал, но в основном из уст младших сержантов и ефрейторов во время службы в армии, а не от второкурсницы МГУ. Девушка сама очень переживала, явно пыталась сдерживаться, а на прощание попросила меня не все рассказывать родителям. Я пообещал, но поделился с женой. Та иронически на меня посмотрела и хмыкнула: «А ты себя-то за рулем хоть раз слышал?»

Дорога в младенчество

По данным социологов, 47% российских водителей считают главной проблемой на дорогах крайне низкий уровень культуры участников движения*. При этом само наличие автомобиля как будто бы подразумевает определенный уровень образования или квалификации, которые просто необходимы, чтобы на него заработать. Так что же происходит с нашим образованием, воспитанием и культурой, когда мы садимся за руль?

В английском языке есть понятие «road rage». На русский его можно перевести примерно как «агрессивное поведение на дороге». Но будет это слишком неуклюже и нейтрально. Road rage – это гнев, ярость, нетерпимость, которые буквально захлестывают многих водителей. И эти чувства знакомы нам ничуть не хуже, чем англичанам и американцам.

МАШИНА ДАЕТ ИЛЛЮЗИЮ ЗАЩИЩЕННОГО И ТОЛЬКО НАШЕГО ПРОСТРАНСТВА. ЗНАЧИТ, ДРУГИЕ ДЛЯ НАС – ЭТО ЛИШЬ ПОМЕХА?

Любопытно, что этот свирепый зверь просыпается в нас не просто в машине, а именно за рулем. Согласитесь, на пассажирском сиденье мало кому приходит в голову ругать последними словами зазевавшихся пешеходов или «играющих в пятнашки» водителей. Видимо, агрессия приходит вместе с пониманием того, что ситуацию контролируем именно мы.

Это абсолютно верно, убежден психолог Леон Джеймс (Leon James), посвятивший многие годы исследованию поведения агрессивных водителей. Ведь когда мы беремся за руль, автомобиль, по сути, становится продолжением нас самих. «Он позволяет нам осуществлять непосредственный контроль над окружающим миром, – объясняет психолог. – Машина мощна и послушна, она мгновенно реагирует на наши приказы, и это рождает удовольствие, связанное с ощущением власти»**.

А ведь психоанализ неустанно напоминает: стремление к младенческому чувству всемогущества живет в каждом из нас. И за рулем мы оказываемся очень к нему близки. Стоит ли удивляться, что любые помехи на пути к его достижению вызывают в нас бурю гнева? Наглец, втиснувшийся в поворотный ряд перед нами, не вовремя вспыхнувший красный свет, едва ползущий впереди грузовик безжалостно возвращают нас к реальности из мира сладкой иллюзии, в которой нам подвластно все.

Иллюзия защиты

Леон Джеймс отмечает и другую причину неприятных перемен за рулем: «Даже очень сдержанные в обычной жизни люди могут при вождении становиться раздражительными. Во многом это объясняется своеобразным эффектом анонимности: мы не знаем, кто управляет другой машиной, и склонны приписывать этим неизвестным водителям самые негативные черты, резко их критикуя (хотя эта критика и не достигает их ушей)». Вряд ли мы обрушим тот же гнев на человека, случайно задевшего нас плечом в метро или на улице. По крайней мере, не убедившись сначала, что не имеем дело с угрюмым здоровяком. Машина снимает этот сдерживающий барьер. Она создает иллюзию защищенного и безраздельно принадлежащего только нам пространства.

Металлический кузов служит броней (надежность которой, увы, все мы, как правило, переоцениваем). А комфортабельный салон настраивает на благостный и беззаботный лад: удобно регулируемые кресла, подголовники и рулевая колонка, магнитола с отличным качеством звука и большим экраном, а в последнее время даже возможность доступа в интернет прямо из-за руля – все это притупляет нашу бдительность. «В каком-то смысле, – добавляет психолог, – это чувство комфорта и безопасности роднит автомобиль с материнской утробой, еще более усиливая в нас тягу к младенческому всемогуществу».

Юрий Зубцов

http://www.psychologies.ru

868


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95