Когда-то в книжных магазинах висели плакаты: «Любите книгу – источник знания!» Но актуально ли это сейчас? Надо ли читать книги, и зачем вообще их читать в наше время?
«Разговор за круглым столом», В.Г. Перов, 1866
Лично я научилась читать в четыре года. И с тех пор просто не могла представить себе жизни без книг. Я читала запоем все подряд, что попадалось под руку, в том числе и «взрослые» книжки, хотя не все в них понимала. Например, в четвертом классе я прочитала Дрюона, что вызвало шок у нашей учительницы литературы, когда она об этом узнала…
Но вот среди моих друзей мало кто увлекался чтением. Большинство моих детских подружек предпочитали этому занятию игры и просмотр мультиков. Самое интересное, что то же самое было и на журфаке, где литература является одной из основных дисциплин. Почти никто из моего окружения не читал книг за пределами учебной программы. Да и по программе книжки читали далеко не все. При этом многие из «нелюбителей» чтения вовсе не были лишены интеллекта, писали неплохие тексты, стихи, и с ними было достаточно интересно общаться.
Впоследствии я встречала и людей, которые много читали и ориентировались в литературе гораздо лучше, чем я. И тех, кто читал мало, хотя получил хорошее образование и достиг высот в своей профессии. Были и такие, кто читал только один вид литературы – скажем, религиозные или научно-популярные издания, или книги по медицине, психологии.
На мой вопрос, почему человек не читает художественную литературу, мне иногда отвечали, что ее не стоит читать, потому что «это же вымысел». В советскую эпоху вообще было принято осуждать тех, кто формировал свое представление об окружающем мире по книгам. Считалось, что есть книги и есть реальная жизнь. И это совершенно разные вещи.
Но не зря про творчество писателей говорят, что оно «отражает время». Ведь за каждой книгой стоит жизненный опыт автора и окружающих его людей. Да, встречаются и фантазия, и вымышленные ситуации, которых в реальной жизни быть никак не может. Но какая-то частичка «реала» всегда присутствует, и ее можно зафиксировать.
Нельзя считать чтение пустым времяпрепровождением хотя бы потому, что порой информация, изложенная в книгах, может пригодиться в повседневной жизни. По крайней мере, у меня было несколько ситуаций, когда удавалось решить проблему, вспомнив, что я когда-то читала об этом в книгах.
Сегодня книги стали гораздо доступнее, чем во времена моего детства и юности, но при этом то и дело приходится слышать мнение, что современные дети, подростки и молодежь ничего не читают, что чтение им заменяют смартфоны и Интернет, а также что многие люди предпочитают серьезному чтению жанры массовой литературы – детективы или любовные романы, например.
В доказательство этого нам показывают ролики, герои которых не знают, кто такие, скажем, Пушкин или Толстой. Честно говоря, сложно в это поверить, так как данных литераторов как минимум проходят в школе. И если человек получил среднее образование, то он должен иметь об этих личностях хотя бы приблизительное представление. А может, ролики и постановочные, кто знает…
Современные школьники и студенты часто демонстрируют литературную эрудицию, так как нынешняя система образования подразумевает проектную работу, а создать проект невозможно, не проработав материал. И вряд ли возможно окончить школу или институт, прочитав «полторы книжки» или получив представление о книгах только из Интернета.
Может, конечно, не все представители юного поколения любят классику. Кто-то, к примеру, отдает приоритет фантастике или триллерам. Но вот у меня были знакомые, которые в школе так и не прочитали «Войну и мир» или «Преступление и наказание», а в зрелом возрасте решили восполнить этот пробел и специально слушали эти произведения в аудиозаписи.
Что же касается жанров, то, наверное, многие согласятся с тем, что среди «серьезных» книг есть совершенно нечитаемые и заумные - как говорится, на любителя, а среди «массовых» - прекрасно и качественно написанные, скажем, «интеллектуальные» детективы.
Я по-прежнему считаю, что чтение – это важная часть жизни. Оно дает нам и полезную информацию, и эстетическое наслаждение, обогащает наш интеллектуальный и эмоциональный мир. Прикладная литература дает какие-то нужные знания, а художественная – позволяет взглянуть на реальность глазами других людей, что иногда тоже полезно.
Как отличить хорошую книгу от плохой? Это приходит только с опытом, и это субъективно. Если у человека есть привычка к чтению, со временем он научится выделять «своих» авторов и «свои» книги.
Не исключено, что бумажные издания в конце концов уйдут в прошлое, уступив место электронным текстам, но ничего страшного в этом я не вижу. Важна ведь не форма, а содержание. Да, кто-то будет читать объемные тексты, кто-то – небольшие статьи или комиксы, состоящие из картинок с подписями, но полностью культура чтения вряд ли исчезнет, скорее, она будет постепенно трансформироваться. И, благодаря Интернету, люди могут начать читать даже больше, чем раньше. По крайней мере, такая тенденция существует.
Ирина Шлионская