В эти дни абитуриенты с надеждой ищут себя в списках поступивших в российские вузы. Лето-2009 стало переломным как в жизни среднего и высшего образования, так и в судьбе сотен тысяч семей
Участники процесса поступления (абитуриенты, их родители, члены приёмных комиссий, руководство учебных заведений) оценивают сложившуюся ситуацию одним словом — «дурдом!!!».
Оказалось, что система образования не готова к тому, что сдавший ЕГЭ может рассылать результаты экзаменов сразу в несколько высших учебных заведений. В итоге лучшие институты и университеты оказались буквально «затоварены» этими документами.
Ещё больший казус вышел со льготниками. Количество инвалидов, победителей олимпиад и других претендентов на бюджетные места в вузах побило все рекорды. Особенно из южных регионов. Руководители причастных к процессу ведомств усыпляют народ обещаниями, что все справки об инвалидности и стобалльные результаты ЕГЭ будут проверены на липовость. А попавшиеся будут отчислены даже после того, как поступят. Но ведь все понимают, что попадутся единицы, а места умных, старательно учившихся, хорошо сдавших ЕГЭ ребят займут тысячи блатников.
Возникает вопрос: а для чего всё это затевалось? Систему образования СССР, одну из лучших в мире, сломали под лозунгом «Даёшь справедливое поступление в вузы талантов из глубинки!». Без взяток и без дискриминации… Но
Что касается способов борьбы с коррупцией в сфере образования, то в одной из Скандинавских стран (где, кстати, уровень взяток очень низкий) все серьёзные экзамены пишутся на спецбумаге — сразу в трёх экземплярах (с помощью эффекта копирования). По одному экземпляру отдают в три независимые комиссии. Для сдачи устных экзаменов у нас есть свой собственный опыт — видеонаблюдение (даже в школах применяется). Всё это помогает добиваться справедливого решения. Способы для этого мир придумал давно, и их немало. Так стоило ли городить ЕГЭ?
Николай Зятьков