Махмуд вернулся в Москву, на аэродроме его встретила жена (сообщила радостную весть - она беременна) Лена работала на той же студии, но разумеется не знала,что на съемках картины «Номер такой-то» - фильмам, которые именовались закрытыми, т.е. на оборонную тематику, названий не давали, они прикрывались номерами - произошло ЧП.
На первых порах казалось, что все вроде бы обошлось. Родился сын. Махмуд уехал в командировку в Семипалатинск - снимать очередные испытания. И там почувствовал, что с ним происходит нечто странное : появился небывалый аппетит - после сытного завтрака в офицерской столовой, он еле-еле дотягивал до 12 часов, когда начинали подавать обед, а к концу обеденной смены к удивлению официантки снова садился за стол. Так прошли две недели. Дома в Москве аппетит пропал совершенно. Мать готовила любимые блюда - не мог куска проглотить. Поднялась почти до 39 градусов температура. Положили в больницу - в обычное терапевтическое отделение, где он пролежал целый месяц. Температура не спадала, больной исхудал, ослабел, а диагноза поставить не могли… А Махмуд, догадываясь в чем дело, не решался сказать, что облучился - ведь подпись давал, засекречен…
Диагноз поставили в Министерстве среднего машиностроения . Больного перевезли в специальную клинику и приняли решительные меры против начавшейся лучевой болезни. Подлечили. Предложили оформить инвалидность. Махмуд категорически отказался: « У меня жена молодая, красавица, сынок маленький, а я, молодой мужик - буду числиться инвалидом!» Было принято компромиссное решение: Рафиков продолжает работать, но директору киностудии дается указание - близко не подпускать этого оператора к темам связанным с атомной энергетикой.
Весной 1961 года для него, сохранившего свои преимущества засекреченного мастера, нашлась достойная тема. «Полетишь на приземление!» - распорядился директор студии. Посвященные в тайны понимают друг друга. И Махмуд все понял.
«9 апреля, - вспоминает он,- мы прибыли в Куйбышев, а 12 прилетели на военный аэродром в городе Энгельсе. Гагарина мы встретили в аэродромной диспетчерской, он уже переоделся в голубой спортивный костюм, был счастливый, радостный, розовощекий. Он, конечно, понимал всю значительность происшедшего события. Но тогда он был еще Юркой - и внешне, и внутренне, Человеком, осознавшим себя героем,совершившим подвиг, он стал не сразу - года через три. Я с ним на протяжении нескольких лет не раз встречался. Конечно, он изменился - немножечко расправил плечи. Это естественно.
А тогда, в тот исторический день я старался выполнить просьбу С.П. Королева, которую мне заранее передали: снимать Гагарина очень крупными планами и длинными кусками, стараясь запечатлеть его состояние - Сергея Павловича волновало не будет ли какого-либо нарушения в психике человека побывавшего в Космосе . Королев, как я уже говорил, больше всего доверял пленке - документу, лицо в кадре говорило лучше всяких слов.
Там, на аэродроме в Энгельсе, и родился тот знаменитый кадр анонимного автора - «Улыбка Гагарина».
Интересно и продолжение рассказа Махмуда Рафикова о том знаменательном дне 1961 года.
«После того, как Гагарин поговорил с Хрущевым, он вышел на улицу, его окружила толпа - все это были люди из гарнизона, никого из корреспондентов туда не пустили, снимал я один. Чтобы произвести съемку пришлось мне влезть на кирпичный столб и попросить ребят стоявших рядом подстраховать - между столбами шла металлическая ограда с острыми штырями, можно было оказаться нанизанным на такой штырь! С этой точки получилась хорошая длинная панорама. Гагарина препроводили к машине, повезли на аэродром. Я пристроился на бампере последней машины из кавалькады сопровождения. На аэродроме Гагарина встретил Герман Титов. Они обнялись…»
Так вошли в жизнь Махмуда Рафикова съемки героев Космоса : Николаева, Поповича, Терешковой, Комарова, Феоктистова и Егорова, Берегового…
- Я и выход Алексея Леонова снимал!- похвастался он как-то одному корреспонденту.
- Как это выход? В Космос? Вы что рядом с ним там были?
- Ну, не буквально - рядом в Космосе. А в барокамере в Жуковском, там была очень серьезная тренировка, Если бы произошла какая-нибудь утечка, космонавт бы погиб, Через много лет я встретил Алексея Архиповича на выставке, посвященной 70-летию Гагарина, говорю: «Помните, как мы снимали вас в барокамере?» Он вздохнул :»Разве с Космосом сравнишь?» Я тоже вздохнул: «А если бы…» «Да, - говорит,- смертельный исход. Там такая разреженность. В Космосе 9 в 10-й степени, а здесь - 9 в 4 –й. Не дай бог . Разорвет, глаза из орбит повылезают.»
Фильмы о Космосе обычно делались в двух вариантах. Один - исключительно «для служебного пользования», его видел только узкий круг причастных к тайнам. Некоторые эпизоды из этого закрытого фильма входили в вариант, предназначенный для общедоступного показа. Но и этот вариант не выходил на экран, пока на то не давала добро государственная комиссия, в составе которой был С.П. Королев. Последним фильмом, который после его разрешения появился в прокате, был «Космический мост» - режиссеров-операторов М. Рафикова и В. Суворова. 31 декабря 1965 года Королев этот понравившейся ему фильм принял. Через две недели его не стало…