Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Один, совсем один

Один, совсем один

Что только не обсуждают на нашем форуме. Но в основном, безусловно, проблемы психологии. Скучное сочетание — проблемы психологии. Может быть, просто жизнь?

Не один раз обсуждалась, например, тема одиночества. На разные лады. Однако это тема вечная, всех всегда интересующая. Даже если человек не обделен общением, все равно он попадает и в ситуации одиночества.

Как заметил однажды Набоков, «одиночество как положение исправлению доступно, но как состояние это — болезнь неизлечимая». Итак, причина одиночества кроется в самом человеке.

На этот раз тему подняла Екатерина Александровна. Она открыла «ветку» под названием: «Насколько Вы самодостаточны?».

Насколько Вы самодостаточны? В смысле, могли бы Вы достаточно длительное время выдержать полное одиночество?

В таких условиях хорошо размышляется о смысле жизни и о том, что же мы есть на самом деле, где в нас «центр».

Итак, все-таки человек — неполноценен, будучи один?

Конечно, последний вопрос провокативен. Конечно, Екатерина Александровна желает, чтобы с этим поспорили и возразили. Ни о какой неполноценности одинокого человека не может быть речи. Об определенных психологических проблемах — да.

Сергей Михайлович ответил:

Долго это сколько? Действительно, полезно некоторое время побыть одному, но не долго. Пару дней. А когда человек постоянно одинок, то это, конечно, плохо.

Это, конечно, плохо. «Доступно ли исправлению»? Можно ли помочь, например, герою рассказа, откуда я позаимствовал цитату про одиночество-положение и одиночество-состояние. Приведу (в сокращении) фрагмент рассказа, дающий понятие о психологическом портрете героя:

«Такого рода существа напоминают помещение со множеством разных дверей, среди которых, быть может, находится одна, которая, действительно, ведет прямо в сад, в лунную глубь чудной человеческой ночи, где душа добывает ей одной предназначенные сокровища. Но как бы то ни было, этой двери Александр Лик не отворил, а попал на актерский путь, по которому шел без увлечения, с рассеянным видом человека, ищущего каких-то путевых примет, которых нет, но которые, пожалуй, снились или, быть может, принадлежат другой, как бы не проявленной, местности, где ему не бывать никогда, никогда. Его родители умерли, жил он один, любовь и дружбы, перепадавшие ему, все были какие-то сквозные, никто к нему не писал писем просто так, потому что хочется, никто не интересовался его заботами живее его самого.

По отношению к прочим участникам труппы, в которую он вступил столь же случайно, как сброшенный женщиной мех попадает на то или другое кресло, в сущности анонимное, он остался таким же чужим, каким был на первой репетиции. Ему сразу же показалось, что он лишний, что он украл чье-то место, — и хотя директор труппы был с ним ровно благожелателен, мнительной душе Лика мерещилась ежеминутная возможность скандала, точно вот-вот разоблачат его, обличат в чем-то невозможно стыдном, — а самую ровность отношения он воспринимал, как полнейшее равнодушие к его работе, словно все давно примирились с ее безнадежно низким уровнем и терпят его только потому, что нет удобного предлога, чтоб его уволить.

Ему мнилось, — а, может быть, это и впрямь было так, — что для этих громких, гладких артистов, сложно связанных между собой сетью личных и профессиональных страстей, он такой же случайный предмет, как старый велосипед, который один из персонажей ловко разбирал во втором действии, — так что, когда кто-нибудь особенно приветливо с ним здоровался или предлагал ему закурить, это казалось ему недоразумением, которое, увы, сейчас, сейчас разъяснится. Вследствие своей болезни он избегал пить, но вместо того, чтобы прослыть малокомпанейским, откуда было бы недалеко до обвинения в заносчивости, что на худой конец могло бы составить ему хоть какое-то подобие личности, — его отсутствие на приятельских сборищах просто не замечалось, точно иначе и быть не могло, а если и звали его куда-нибудь, то лишь в рассеянно вопросительной форме, — вы что, с нами, или — ? — а это всегда крайне больно человеку, который только и жаждет, чтобы его уговорили. Он плохо понимал шутки, намеки, прозвища, которыми заповедно весело перекидывались другие; ему почти хотелось, чтобы насмешка отнеслась к нему, но даже и этого не случалось. Трудно, трудно сказать, было ли это все так, как представлял себе бедный Лик, или же эти вполне безопасные, занятые собой люди оставляли его в покое лишь потому, что он не искал их общества, и не обращались к нему с разговором совершенно так же естественно, как снюхавшиеся между собой пассажиры не обращаются к иностранцу в углу, поглощенному книжкой, — и уж, разумеется, никому это не может быть обидно. Но если даже и старался Лик в редкие минуты бодрости убедить себя в ложности своих смутных мук, они, эти муки, были слишком близки ему по воспоминаниям, слишком часто повторялись при других обстоятельствах, чтобы теперь он мог одолеть их с помощью рассудка. Одиночество, как положение, исправлению доступно, но как состояние, это — болезнь неизлечимая».

Возможно, кто-то узнает в этом описании себя. По-моему, случай типичен. Чувствительный, мягкий, застенчивый человек, неврастеничный, не уверенный в себе, не нашедший своего призвания и не умеющий строить отношения с другими людьми, — не такие ли составляют большинство одиноких?

Татьяна Алексниковна подключилась к дискуссии:

Полное одиночество — это как? Одиночное заключение? Но там есть надзиратели. Необитаемый остров? Малореально. Во всяком случае, для меня. Запереться в квартире и никуда не выходить, пока не кончатся продукты? Но есть телевидение, радио, Интернет, книги…

А о смысле жизни хорошо думается в метро, когда стиснут со всех сторон и ты качаешься в общем ритме, не боясь упасть, потому что падать некуда.

Саркастично. А ведь правда: одиночество в нашем обществе бывает, как правило, только условным, но не буквальным. Везде люди. Везде общение. Другое дело, какого «качества» это общение. Но об одиночестве среди людей речь пойдет несколько ниже.

Станислава Яновна размышляет:

Не знаю, насколько я самодостаточна, но мне никогда не бывает скучно наедине с собой. Очень ценю уединение, — не одиночество, а именно уединение. Раньше уезжала на несколько дней или даже на неделю-другую, на дачу, чтобы поработать, реализовать какие-то замыслы; просто отдохнуть от людей. Сейчас, к сожалению, это удаётся всё реже.

По-моему, постоянное нахождение среди людей, пусть даже родных и близких, так же не полезно для человека, как и длительная изоляция от общества. И я сомневаюсь, что пребывание в одиночестве поможет человеку понять, «что же он есть на самом деле». Думается, что различные аспекты нашего существования постигаются нами именно благодаря общению с другими людьми. Отсутствие взаимоотношений попросту лишает нас возможности проявить себя, а следовательно, познать.

Очень красиво сказано в одной притче: «Некоторые люди приходят в нашу жизнь и быстро уходят, некоторые становятся нашими друзьями и остаются на минуту. Это оставляет в наших сердцах прекрасные следы, а мы никогда не останемся одинаковыми, потому что наши хорошие друзья нас меняют. Вчера — это история. Завтра — это тайна. Сегодня, Настоящее, это дар. Жизнь есть волшебство, и вкус каждого момента неповторим».

Изящно и точно. Хотя есть и другой духовный опыт. Опыт медитации, отшельничества. Во многих восточных учениях, да и в христианстве, считается, что одиночество — а может быть, уединение? — такого рода полезно для развития души. Можно относиться к этому иронически, что хорошо выражено, например, в таком фрагменте из книги Пелевина:

«— Говорят, — ответил Муса, — в конце этого пути можно стать радугой. А в конце твоего пути, Иса, становишься просто трупом. Ни один суфий не научит тебя стать радугой.

— Аи, радуга! — воскликнул Иса. — Я все про это знаю. Почему ты думаешь, что твой брат такой дурак? Чтобы стать радугой, надо всю жизнь сидеть в вонючей пещере. И то неизвестно, получится у тебя или нет — никто не видел ни одного человека, у которого это получилось, все видели только радугу».

Поэтому мало кто выбирает этот путь. Но относиться к подобному выбору следует с уважением. Не говоря уж о том, что отшельники потом зачастую возвращаются к людям, чтобы нести им свет истины, как они его понимают. Есть примеры знаменитых старцев-отшельников, христиан, буддистов, индуистов, которые стали духовными учителями для многих верующих. Их мудрость поражает и восхищает.

Вот еще информация к размышлению — из книги «Учимся говорить публично»:

«Вспомните дни, когда вы болели. После болезни абсолютное большинство людей умнеет, дети быстрее взрослеют. Заболел малыш пяти-шести лет, провел в постели неделю-другую — и тот, кто его не видел во время болезни, обязательно отметит изменения: ребенок как-то повзрослел. Почему это происходит? Да потому, что малыш оказался наедине с собой, он много думал, говорил про себя, размышлял, подсознательно изучал себя и приходил к тем или иным выводам».

Дмитрий Сергеевич написал:

Человек существо социальное! И как социальное существо имеет потребность в общении. А что бывает, когда потребность не удовлетворяется?

Напротив, когда же человек пресыщен общением, то он может на какое-то время уединиться — отдохнуть.

И все же можно сознательно ограничить себя в этой потребности. Я сам так делал, когда еще учился в школе. Действительно на ум приходят мысли о смысле бытия и жизни, о том, что в этой жизни важно, а что не важно. И вместе с этим приходит тоска, подавленное состояние. Зачем быть одному? Для чего размышлять в одиночестве? Зачем идти против природы?

Что тут скажешь? Правильно, во всем нужна золотая середина. И опять же: надо уважать выбор человека, хочет ли он уединиться или общаться.

Наедине с собой мы свободны. Общение требует внимания к другим людям. Для некоторых людей это серьёзная нагрузка. Есть люди, для которых она просто непосильна. Это больные аутизмом, некоторыми видами шизофрении. Они не умеют, не любят, не видят необходимости общаться, боятся людей, замкнуты на себе. Зачастую у них развивается сильный интеллект, они обладают недюжинным талантом (как правило, в области точных наук). При должном внимании и заботе могут в достаточной степени адаптироваться в обществе.

Владимир Васильевич поделился своим мнением:

Когда я учился ещё, тоже была тема о самодостаточности. Наш психолог по этому поводу привела в пример меня. Возможно, что это правда. Я достаточно долго могу провести сам с собой, мне не слишком скучно. Но сейчас хочется нормального общения. Чем я и занимаюсь.

Надеюсь, что не только в виртуальном мире. Ведь многие люди, испытывающие трудности в общении, уходят в Интернет, что называется, с головой, находят в нём единственную «отдушину». Таким людям, конечно, нужна психологическая помощь.

Ваш покорный слуга написал следующее:

Был у нас разговор с одним моим приятелем, кажется, по поводу какой-то газетной заметки о тюрьме, о заключении одиночном и групповом. Он сказал: «Не может человек жить без общения. Человек — существо общественное». Я возразил: «Общественное-то он общественное. Но степень потребности в общении у всех разная. Не говоря уж о том, что самый общительный человек предпочтёт общество людей доброжелательных».

Я всегда был среди людей. Не имел своей комнаты… ну и так далее. В двух шагах от меня всегда дышал кто-то. С тех пор ничего не изменилось. Поэтому, вероятно, и вырос интровертом. Укрыться всегда мог только внутри самого себя. Возможно, для становления личности это и полезно.

Прочитал — и задался вопросом: а не выглядит ли это жалобой? Мне бы этого не хотелось.

Валентин Георгиевич написал:

Одиночества бегут, уединения ищут. Известная фраза Анны Ахматовой, которая всё объясняет. Уединение — творческое одиночество, благословенное и желанное. Но, написав, подумав, решив — ещё сильнее хочется выйти к людям, чтобы поделиться результатами своего добровольного одиночества. Очевидно, здесь речь о другом. Об одиночестве вытолкнутого из круга, самом страшном виде одиночества, когда ничто и никто не с тобой и не для тебя. Можно ли долго прожить с этим? Только при одном условии: осознании максимы, что «один человек и Бог — это уже большинство». Тогда ничего не страшно. Тогда можно уйти в пустыню или в глухой лес и жить там до конца дней, не чувствуя одиночества. Но — это не для атеистов. Им вряд ли чего поможет.

Превосходный текст. Заставляет задуматься. Как поднимает дух одиноких людей эта максима: «Один человек и Бог — это уже большинство»! Но нет ли здесь опасности — той же, что и в случае с виртуальным общением в Интернете? Не умея и не желая знакомиться, человек находит себе отдушину, подводит под своё одиночество, чтобы его оправдать, мировоззренческую, религиозную, философскую базу. А сам при этом не удовлетворён, страдает, ибо подсознательно хочет общаться. Бывает же такое?

Александр Владимирович пишет:

Я сейчас предпочитаю перемежать общение с близкими людьми с чтением книг. Суеты много вокруг. Устаю от этого.

Александру Владимировичу, молодому учёному, защитившему недавно диссертацию, конечно, необходимо избегать суеты. (Хотел написать «излишней суеты», но задумался: а бывает ли суета не излишней? На то она и суета.)

Роман Владимирович размышляет:

Если одиночество — в смысле без друзей, без близких, то это тяжкое бремя, я такой участи никому не пожелаю. У человека обязательно должен кто-то быть.

Если говорить об уединении, то у меня бывают моменты, когда хочется месяцок-другой от всех изолироваться.

Да, участники нашей дискуссии чётко разделяют одиночество и уединение, признавая ценность второго и пагубность первого. (Кажется, в этой моей фразе есть нечто кулинарное. Смайлик.)

Екатерина Николаевна заметила:

Если человек и предпочитает одиночество, уединение, это совсем не означает, что он самодостаточен.

Наверное, не означает. На этот вопрос — самодостаточен ли человек? — ответить может только он сам. Всё зависит, полагаю, от степени душевного комфорта. О какой самодостаточности может идти речь, если он страдает?

Marya Viktorovna считает, что человек, когда он один, -

Ещё как полноценен!!! Правда, поначалу мне неприятно быть совсем одной, т.к. я большая трусиха и страдаю от неуверенности в себе. Когда же мне всё-таки случается оставаться одной довольно долго (сколько, зависит от ситуации), то тогда только понимаю, как много можешь сделать самостоятельно. Остаться одному хотя бы для того полезно, чтобы понять размер своей свободы, как в личной, так и в профессиональной жизни.

Живя последние три года за границей, обратила внимание вот на что. Оказывается, не так сильно чувствуешь себя одиноким, находясь наедине с самим собой, как будучи в обществе чуждых тебе людей: с совершенно другими приоритетами и интересами в жизни, к тому же говорящих на чужом языке.

Приезжая время от времени домой, с некоторыми старыми «друзьями» испытываешь такое же чувство одиночества, хоть и язык у нас, казалось бы, общий. Аж выть хочется!

Не правда ли, интересное наблюдение. Мне оно кажется очень точным. «И в многолюдстве я потерян…» — сокрушался Чацкий. В обществе чуждых тебе людей — такое же одиночество, даже ещё худшее, чем в буквальном смысле этого слова. Это насилие над человеком, над его личностью, унижение и растаптывание. А когда такое общество навязывается под каким-нибудь умным девизом вроде «Человек — существо общественное», это ещё гаже, ещё подлее.

У Набокова есть рассказ именно об этом: «Облако, озеро, башня». Рекомендую его прочесть.

Станислава Яновна снова подключилась к дискуссии:

Несомненно, — любой человек, в том числе уставший, отчаявшийся, разочаровавшийся в чём-то; обиженный, озлобленный на всех и вся, — может предпочесть одиночество. Разница в том, что самодостаточный человек ни к кому и ни к чему не имеет претензий. Зачастую, это люди увлечённые работой, творчеством; имеющие некий внутренний стержень, внутреннюю целостность, — не нуждающиеся в одобрении или мнении окружающих. Такие люди интересны сами по себе. К ним, как правило, тянутся другие, менее сильные в духовном плане. Поэтому, даже вынужденное одиночество самодостаточный человек перенесёт легче, и воспримет как благо, а не как страдание или испытание. IMXO.

Замечательно. «Скромное мнение» Станиславы Яновны мне кажется объективным, справедливым и безупречно изложенным. Хотелось бы, чтобы подобные сообщения не были погребены в толще форума, а читались бы многими людьми, которые размышляли бы над текстом. Собственно, для этого я и делаю обзоры форума. И как отрадно, что поддерживается такой высокий уровень дискуссии.

Starodub Sergei заинтересовался темой:

Я бы еще поспорил с соответствием темы и содержания, т.е. самодостаточность и «сколько времени вы можете провести в одиночестве». Вообще говоря, в одиночестве можно провести всю жизнь, и что означает одиночество? Некоторые здесь пытались определить его как отсутствие контактов с людьми, но вот Роман Олегович прячется в себе — и чем это не состояние одиночества.

Лично я загоняю себя в депрессию своим одиночеством, мне бы нужно измениться, чтобы искать общения с людьми, т.к. я заметил, что мне это помогает. Но так уж сложилась жизнь, что больше проводил времени в одиночестве, чем в общении, а жаль.

Главный плюс выхода из одиночества — общение (видимо существует обмен энергией и, естественно, эмоциями) и не нужно изобретать все велосипеды на земле заново, иногда общение дает тебе сразу автомобиль вместо велосипеда — в этом я убедился на личном опыте — наизобретался я этих велосипедов вдоволь!

Сергей Стародуб прав. Может быть, он даже проходит или начнёт проходить курс «Учимся говорить публично», большая часть которого посвящена избавлению от застенчивости. Курс «УГП» требует, понукает, велит общаться — без этого не получится выполнение большинства этюдов, да и сам смысл обучения именно в том, чтобы «завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей». (Думаю, многие вспомнили, что эти слова — название известной книги Дейла Карнеги.)

Повторюсь: высокий уровень дискуссии в этой «ветке» порадовал меня. Спасибо её участникам и лично Екатерине Александровне. Ведь именно она побудила наших читателей размышлять и доверить свои мысли клавишам.

Обсуждение одиночества заставляет общаться. Обсуждение одиночества помогает побороть одиночество. И это замечательно.

866


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95