— Настоящий восточный красавец! — затрепетали девичьи сердца в туристской группе, совершавшей вояж по сдвоенному маршруту Тунис-Италия.
Поездку организовывало Бюро международного молодёжного туризма «Спутник». Оно же наняло в Тунисе гида, который и вызвал ажиотажный интерес.
Русского он, понятно, не знал. Для общения с гидом в состав группы была предусмотрительно включена переводчица — студентка с кое-какими познаниями во французском.
Впрочем, будь у неё даже беглый язык, он вряд ли бы пригодился — эффектная внешность гида была единственным достоинством. О стране, её достопримечательностях он практически ничего не знал. Переводить потребовалось не слишком много.
Показательна экскурсия в Карфаген.
Автобус подвёз нас к нескольким древним камням. Мы на них недолго посидели, услышав от гида через переводчицу важную новость:
— Карфаген был разрушен.
Вот этими руинами и исчерпалось наше знакомство с Карфагеном
Спору нет, тридцать шесть лет назад выразительных артефактов в Карфагене было несопоставимо меньше, чем сейчас. Но на содержательную экскурсию, безусловно, набиралось бы.
Могут сказать, что же мы сами не подготовились к поездке?
Знаете, это не так уж и просто было. Путеводители в СССР я в продаже не видел, интернета даже в мечтах ещё не было. Теоретически можно было, разумеется, в библиотеках посидеть, но как-то нереально вообразить себе такое прилежание на практике.
Так ничего и не узнав про древний город, ещё чуть-чуть побродили между камней и восвояси отбыли в загородный молодёжный лагерь, который только мы и населяли — был октябрь, сезон, если и не закончился, то уже, безусловно, заканчивался.
Хотя вода в море казалась нам достаточно тёплой, и мы охотно купались. Однако редкие окружающие аборигены смотрели на нас с ужасом, как в России смотрят на «моржей».
Примерно таким был лагерь, где нас разместили.
Только центральная площадь с автостоянкой была попросторнее
Дня через два откуда-то появились местные молодые ребята.
Несмотря на языковой барьер, они сдружились с нашими, танцевали, учили петь арабские песни.
В самой популярной был рефрен «Алла, Алла». Вероятно, озорники так посмеивались, заставляя неверных прославлять аллаха. Но никого таки мусульманином не сделали.
Поразительно, нашёл в Ютубе — не скрою, с трудом — эту песню:
Сомнительные песенки — это вроде ерунда, мелочь, которая меня совсем не насторожила.
Следующий эпизод — посерьёзнее.
Подбегают ко мне с горящими глазами девчонки и рассказывают, что обожаемый гид провёл с ними задушевную беседу.
Со слезами на глазах поведал о тяжёлой доле тунисского населения, о поруганной свободе, о бездарной диктатуре. Попросил помочь ему и его товарищам в нелёгкой борьбе. Отказаться представители первого в мире социалистического государства — туристы из Советского Союза — просто не имеют права!
Сегодня принято иронизировать по поводу инструкции ЦК КПСС с правилами поведения туристов за границей. И в самом деле, требование ходить группами не менее пяти человек выглядит анекдотично. (Справедливости ради надо сказать, требование это обычно игнорировалось.)
Но были там и вполне разумные вещи. В частности, оказавшимся за рубежом гражданам категорически не позволялось принимать участие в какой-либо политической деятельности, массовых демонстрациях, акциях протеста и т.п.
Я доходчиво объяснил пламенным революционеркам, что энтузиазм их, может, и понятен, но пусть они оставят его при себе. А в оставшиеся дни в Тунисе посвятят участию в познавательных экскурсиях, вечеринках в лагере, морских купаниях, но никак не в подпольных сходках мятежников.
Тем более, как мне было известно, никакого серьёзного оппозиционного движения в стране с однопартийной системой тогда не наблюдалось.
Положение авторитарного правителя, основателя независимой от Франции республики и вдобавок немало полезного сделавшего для Туниса — Хабиба Бургибы, было весьма прочным. К 1975 году он, подавив Салах Бен Юсефа — соперника во внутрипартийной борьбе, президентствовал уже 18 лет, и после нашего отъезда довольно благополучно правил ещё тринадцать.
Следовательно, рассказ о молодых борцах за народное счастье, скорее всего, романтическая фантазия.
Для ясности надо сделать небольшое отступление — чего ради именно мне стали рассказывать о предложении гида?
Дело в том, что тогда существовал институт так называемого руководителя туристской группы. БММТ «Спутник» рекрутировал их, в том числе, из работников аппарата ЦК ВЛКСМ.
Я как раз и был назначен таким руководителем.
Это, конечно, было почти полной синекурой. Бесплатная поездка за рубеж, по сути, дополнительный отпуск — обременительных обязанностей никаких. Не считая мелочей вроде расселения туристов по номерам в отеле и других наподобие.
Получалось, что туристы, покупая путёвку, в скрытой форме оплачивали в складчину содержание своего руководителя.
Для чего это делалось? Сейчас же обходятся без руководителей: организация всецело лежит на гиде.
По моему мнению, чтобы решить проблему козла отпущения — в случае какого-либо ЧП (самым неприятным считалось невозвращение туриста на родину) в первую голову должны были наказать руководителя группы.
На моей памяти таких случаев не было. Выходило, руководителям групп доставалась исключительно «сладкая ягода», а горькая никем не была востребована.
Нечто подобное я видел на торговом флоте.
Там на пару десятков члена экипажа назначался первый помощник капитана, то есть замполит. У него не было никаких обязанностей на судне (заведования, на морском языке), но если кто-то сбегал за рубежом или вёз крупную контрабанду (а подобные ЧП были не такими редкими, как у туристов), то серьёзному наказанию подвергали первого помощника.
Хотя экипаж могли укомплектовать и за несколько дней до происшествия, так что никаких воспитательных воздействий произвести ещё не было возможно. Но формулировка «за упущения в идейно-воспитательной работе» была стандартной и влекла крайне неприятные последствия.
Я поговорил, естественно, с «агитатором». Жёстко поговорил. Пригрозил пожаловаться его руководителям в туристической фирме и нашему «Спутнику».
Возможно, не стоило ограничиваться угрозами. Но не захотел связываться — ничего же не случилось.
…Больше никаких казусов не произошло. Наступил день отъезда из Туниса.
Утром с вещами вышли на площадь в центре лагеря.
Автобус по обыкновению запаздывал, но до регистрации на рейс в Рим было ещё далеко — время отправления в аэропорт нам назначали с изрядным запасом.
Подскочили арабские приятели, вовлекли наших плясать в центре площади под неизменную «Алла, Алла я баба». Вещи остались в сторонке.
А вот и автобус подогнали.
Мужская часть группы готова была для ускорения процесса погрузить вещи.
Но я воспротивился. Не стану себя изображать провидцем, почуявшим что-то неладное.
Нет. Просто хотел, чтобы все взяли свои чемоданы-сумки и ещё раз уверились, не забыли ли что-нибудь.
Так и поступили. Каждый поставил свою поклажу в нижний грузовой отсек автобуса.
И что вы думаете?!
Один чемодан оказался бесхозным!
— Чей чемодан? — двадцать раз переспросил-выспросил.
— Ничей!
Дал команду трогаться. И долго смотрел в заднее стекло, пока не скрылась из виду площадь с одиноким чемоданом…
Что это было? Что ждало нас в аэропорту?
Можно только гадать.
Но с тех пор больше никогда не считал, будто возможность провокаций за границей — это дурацкая выдумка закрытого совкового общества.
Владимир Поволяев