Что общего у Оксимирона с Владимиром Маяковским и почему рэп-баттлы — далеко не самое оригинальное мероприятие?
Сегодня СМИ продолжают обсуждать рэп-баттл между Oxxxymiron и Гнойным, видео которого всего за пару дней набрало рекордное количество просмотров.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко уже отреагировал на ролик и даже призвал наказывать государственные СМИ за освещение рэп-баттлов, в которых звучит нецензурная лексика. Но как бы чиновники ни относились к подобным выступлениям, поэтические дуэли — часть наших традиций, о которых мы сегодня просто забыли.
Национальные традиции
Во многих культурах существует традиция поэтических битв, а в казахской она до сих пор считается едва ли не основной формой литературного творчества. В айтысах (так по-казахски называются литературные поединки) два акына садятся друг против друга и устраивают музыкально-поэтическое состязание, аккомпанируя себе на домбрах. Каждый участник словесного состязания может свободно говорить о недостатках, пороках, достижениях общества, подхватывая темы и образы конкурента (но в последнее время ветераны жанра сетуют на то, что в древние традиции вмешалась политика: соревнования ограничиваются цензурой, а их участники больше не могут выходить за рамки заранее оговорённого сценария).
В Азербайджане тоже есть не менее популярный аналог рэп-баттлов, который называется мейхана. Его история начинается ещё со средневековых времён, когда поэты собирались в трактирах и зачитывали под аккомпанемент свои шуточные импровизации (во многом напоминающие русские частушки). Несмотря на то, что мейхана регулярно запрещалась духовенством, она всё равно получила популярность и даже сегодня остаётся любимым развлечением на свадьбах.
В русской литературной традиции поэтические битвы существовали и во времена Пушкина, и уж тем более в Серебряном веке, когда поэты были кумирами миллионов. Одна из самых знаменитых поэтических битв Серебряного века состоялась на площадке московского Политехнического музея почти за 100 лет до рэп-баттла Oxxxymiron и Гнойного. И если бы сегодня интернет-пользователи могли посмотреть видеозапись той встречи, то описали бы её так: один кудрявый поэт пытался доказать другому, не такому кудрявому, посредством громких криков и чтения стихов, что «имажизм не издох».
Знаменитую литературную дуэль за звание «Короля поэтов» 27 февраля 1918 года организовал известный в те времена импресарио Фёдор Долидзе. Хотя на сцену выходило немало авторов, основная борьба развернулась между всем известным Владимиром Маяковским и менее успешным Игорем Северянином.
Лавровый венок в итоге повесили на Северянина, что, естественно, не удовлетворило его оппонента, устроившего скандал. «Маяковская» группа футуристов сразу объявила зрительские выборы незаконными, «северянинцы» же, напротив, по следам литературного поединка выпустили коллективный сборник «Поэзоконцерт». «Шесть тусклых строчил, возглавляемые пресловутым „королём“ Северяниным, издали под этим названием сборник ананасных, фиалочных и ликёрных отрыжек», — писали об этой книге обиженные футуристы.
В России рэп-баттлы — достаточно новое, но быстро набирающее популярность явление. Они пришли к нам из США, где долгое время были частью уличной культуры.
Тем, кто впервые наблюдает за рэп-баттлом, он может показаться излишне агрессивным. Но даже у этого есть своё объяснение. Считается, что «пра-прародителем» рэп-поединков был популярный в Шотландии XVI века вид искусства «flyting». Он заключался в том, что в питейных заведениях собирались поэты, которые оскорбляли друг друга в стихотворной форме. Такой вид досуга очень понравился американским рабовладельцам, и те стали проводить подобные баталии среди своих рабов.
Сегодня Россия оказалась в числе тех стран, которые «заразились» популярным в Америке рэп-развлечением. У нас уже есть свои звёзды, свои лиги, свои онлайн- и живые площадки для баталий. И едва ли это развлечение быстро наскучит своей публике, ведь в его основе лежит тысячелетняя история.