Папина скрипка
У моего отца была своя большая скрипка.
Раньше такие скрипки выпускала Московская фабрика музыкальных инструментов. Помню их до сих пор. Если я увижу такую, то точно смогу сказать, что это скрипка московской фабрики, выпуска 1966-1977 гг. Эти инструменты отличались покраской: красные скрипки, с таким тонким слоем лака, что можно сказать, его почти нет. Лак выглядел как матовая фотобумага. В то время, кстати, всю мебель производили только «лакированную»; полированная мебель только начиналась выпускаться, и достать её было очень и очень сложно.
Помню, шел 1976 год. Мама сказала, что она задержится после работы, и, наверное, если не успеет, то меня из садика заберёт отец. Я спрашиваю: «Почему?» Ведь мама всегда приходила с работы в 17 часов, а отец на час позже. Я переживал, что мне придётся ждать целый час: ведь всех детей заберут домой уже в пять. Что я буду делать совсем один?! Мама сказала, что сегодня должны привезти в наш мебельный магазин новые полированные шкафы: «Ты же хочешь, чтобы у нас был полированный, красивый, новый шкаф?..» - спросила она меня. Ради полированного шкафа я был готов задержаться в садике ещё на час! Даже поделился этой радостью с воспитательницей.
Почему я вспомнил про полированный шкаф да потому, что в то время все музыкальные инструменты изготавливались на мебельной фабрике. У нас в Казани мебельная фабрика выпускала пианино, которое так и называлось: «Казань». И уже с 1978 года начался выпуск новых скрипок. Теперь уже не лакированных наладился выпуск полированных скрипок. У них цвет уже был тёмно-коричневым, и они очень сильно блестели как полированный шкаф.
А та, папина, большая красная скрипка была ещё лакированной. Почему «была», спросите? А потому что её уже нет.
Так куда же делась большая скрипка отца? Это постарался мой старший брат.
Он решил её перекрасить и покрыть слоем лака. Чтобы она тоже стала полированной и красивой! Не говоря родителям ни слова, брат купил краситель и лак и занялся «творением». Правда, скрипку он просто загубил. Покрыл её толстенным слоем мебельного лака, приблизительно 4-5-миллиметровым, да ещё и с бугорками. После этого скрипка перестала звучать. Это было похоже на то, например, как если бы человеку в рот засунули кляп, и при этом он что-то пытается промычать. Таким же образом лак стянул деки и обечайки инструмента, что не давало колебаться им, из-за чего и не выходил звук.
Обнаружив это, родители пришли в ярость. Брат сказал, что он попытается «обратно» растворить или соскоблить этот лак. Но у него ничего толкового не получилось. Он в буквальном смысле разобрал скрипку на мелкие детали, после чего даже невозможно было её склеить.
В результате мы эту скрипку выкинули, и отец остался без инструмента.
Но на этом мастерство брата не закончилось, а напротив, только началось. Неспроста его потянуло на этот «подвиг».
Видно, задатки к выпиливанию у него давно были. Позже он начал выпиливать из дерева всяческие детали для скрипки. И получалось это у него очень умело! Сначала он сделал себе, потом и нам со средним братом по сурдине (из деревянной вешалки). Это небольшая вещичка, которую надевают на подставку скрипки, после чего её звучание становится тише. Затем он выточил из хорошей породы древесины (палисандр!) подбородник и подгрифок, которые покрыл лаком. Получилось просто шикарно. И это подтолкнуло его на дальнейшую работу. Через несколько лет он своими руками создал свою скрипку
* * *
Поскольку я учился в музыкальной школе у своего брата, я его часто звал «учитель». Потому что он реально был им. Будучи настоящим скрипичным учителем, брат загорелся желанием сделать свой инструмент.
Читая старые книги о музыкантах, просматривая иллюстрации, он нашёл ту самую, оригинальную модель учительской скрипки. Эта скрипка называется «пошет» (POCHETTA). В старину учителя эту скрипку носили в кармане сюртука. То есть она была настолько маленькой, что помещалась во внутреннем кармане! И тогда, когда нужно было показать, проиллюстрировать кусок из разучиваемого произведения достать из кармана скрипку и сыграть перед учеником не составляло особой трудности.
Всё-таки, чем же отличается «пошет» от стандартной скрипки? У «пошета» такая же головка, шейка и гриф. Но если она стандартная, то как её засунуть в карман, спросите вы? Может быть, в те времена и карманы были вроде хозяйственных сумок?.. Нет! Просто остальная часть «пошета» была маленькой, как у маленьких 1/8 и 1/4 скрипок. Другими словами, взяли, оторвали шейку от большой скрипки, чтобы рука и пальцы взрослого человека помещались на грифе, и приклеили её к корпусу маленько. В результате и получилась учительская модель, которую потом назвали «пошет».
Кстати, в словаре есть только одно похожее слово: pochette, которая означает или плоскую дамскую сумочку, или бумажник. Может быть, именно так и назвали скрипку, потому что она, как и бумажник, помещалась в кармане.
Теперь мой брат-учитель имеет свою собственную учительскую скрипку, сделанную собственными руками. Сделал он её в 1994 году в Чехии и дал ей имя "Livia" - в честь нашей мамы. Работал он над этой скрипкой, если я не ошибаюсь, около двух-трех лет.
Материал, из которого делают скрипки, обычно выдерживается на протяжении семидесяти лет, чтобы дерево полностью высохло и потом не покоробилось и не треснуло. Для изготовления инструмента используют минимум 4-5 парод дерева. Это сосна, ель, клён, липа, яблоня, вишня, а также твёрдые породы чёрное дерево, бук, палисандр. Ну а остальное каждый мастер уже держит в секрете, и передаётся этот секрет из поколения к поколению, от мастера к ученику. А иногда это остаётся неразгаданным, таинственным как со скрипками Страдивари.
Сейчас брат уже не мой учитель, а просто коллега-музыкант, который (так же, как и мы со средним братом) работает в оркестре. А свободное время посвящает своему хобби музыкальным инструментам.
Такой инструмент, который брат сделал своими руками, наверное, можно встретить только в музее. Реально, в жизни я ещё не встречал ни одного музыканта, который смог бы похвалиться, что у него есть настоящий «пошет»!..
А скрипку моего папы я не забуду никогда.
Продолжение следует