Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Учиться трудно, но интересно

Часть первая

Учиться трудно, но интересно

Часть первая

Вначале в музыкальную школу отдали старшего, затем среднего. Отец с моим старшим братом вместе ходил в музыкальную школу на уроки и тоже параллельно занимался на скрипке дома. На уроках он смотрел, слушал, запоминал. Потом, придя домой, брал в руки свою большую 4/4 скрипку и занимался. (Почему я говорю «большую» — потому что дети начинают заниматься на маленькой скрипке: это 1/8 или 1/4. Вы, конечно, поняли почему: дети ведь маленькие…)

Затем в музыку отдали и среднего брата. Как одежда в больших семьях достается от старших к младшим — так же и он играл на тех скрипках, которые уже были «малы» старшему.

Со временем у отца времени для занятий оставалось всё меньше и меньше: ведь на его шее сидел не один мальчик, а уже трое. К сожалению, уровень подготовки отца так и остался на уровне 3-4-го класса.

Помню эпизод из детства: только что вернулся домой из садика — вдруг из музыкальной школы приходят отец с моим старшим братом и сразу начинают спорить, решать какую-то важную проблему… Мне тогда их было не понять, ведь у меня было ещё беззаботное детство. Они достали каждый свою скрипку и начали вдруг что-то играть. Наверное, со стороны это выглядело как поединок двух мушкетёров. Сначала один играл, затем другой. Потом они спорили и заново начинали играть — то попеременно, то вместе.

Видеть руки отца — толстые и огрубевшие от работы, видеть, как эти пальцы бегают по грифу скрипки, было незабываемым зрелищем. И то, что он действительно может играть, было для него высшей степени похвалой.

Такая похвала достаётся не всем людям. Эти люди, которые, несмотря на свой возраст и род занятий, «берут для себя высшую планку», то есть делают, казалось бы, почти нереальное. Для меня такие люди — авторитеты!

В моём представлении руки музыканта всегда должны быть мягкими, нежными, как у младенца. Их можно сравнить с руками фокусника. Мой старший брат всегда говорит, что руки музыканта должны быть мягкими, разработанными, подвижными, гуттаперчевыми — как у фокусников. Только тогда они будут хорошо бегать по грифу скрипки. И тогда никто не заметит твоих «фокусов» — отдельных приёмов во время игры на скрипке (например переходов). И чтобы достичь такой мягкости и подвижности, нужно делать зарядку пальцам и рукам, как это делают фокусники перед выступлением. Ну а если, например, поработать час-два с лопатой в руках, с ломом, потаскать кирпичи или носилки (как мой отец, который, будучи инженером, часто был вынужден работать на стройке), то после появятся мозоли, и руки просто закоченеют. И уже про беглость вы можете забыть примерно на три недели.

Постоянно слушая музыку дома (ведь братья занимались на скрипке и фортепьяно), к шести годам я тоже изъявил желание заниматься музыкой. Услышав это от меня, родители были почти в восторге.

* * *

Мне повезло с педагогами. Подготовительный и первый классы я занимался у прекраснейшего преподавателя — Спорник Зулейхи Шамильевны.

Самое главное в начинаниях в музыке — это попасть к хорошему педагогу, который хорошо сможет поставить «аппарат», то есть руки. «Аппарат» — это как фундамент. Если он крепкий и хороший, то далее на нём можно построить целый многоэтажный дом. Ну а если плохой, то, сами знаете, уже на втором этаже дом может рухнуть.

Жалко, что этот педагог через два года вместе с семьёй переехала в Белоруссию. И меня перевели к другому. Но всё же начальную базу, можно сказать, я успел получить хорошую.

Уроки посещали мы уже с мамой. Учительница давала задание лишь разобрать пьесу или этюд. А я не только разбирал, но уже на следующий урок приходил и играл произведения наизусть. Учительница была страшно довольна моими успехами, огромным интересом и желанием учиться.

Но есть самый трудный момент в учёбе (причем каждый проходит через это) - по истечении некоторого времени занятия музыкой становятся обузой, весь интерес куда-то пропадает, и становится всё безразлично. Считаю, что каждому в 3-4-м классе хочется совсем бросить музыкальную школу. Ведь в детстве так хочется свободы — побегать на улице с друзьями, погонять собак, да просто, наконец, посидеть по-мальчишески в луже, в грязи! Но этот период надо преодолеть как ещё одну планку. И тогда-то уже будет проще. Пройдёт этот переломный момент в жизни — и будет видно, а станете ли вы музыкантом. На этот вопрос вы тогда сами уже точно сможете ответить.

Слов нет: занятия музыкой отнимают у ребёнка много времени. Зато на всякие глупости уже времени не остаётся. Наверное, поэтому дети, которые занимались музыкой, сильно отличаются по развитию от остальных ребят человечностью, воспитанностью и ещё многими и многими другими хорошими качествами — так считаю я сам. И если есть возможность и даже небольшое желание самого ребёнка, я думаю, всем детям нужно обязательно — для себя, для общего развития — пройти хотя бы начальную музыкальную школу (7 классов). Никакого вреда не будет — напротив, только польза!

Хорошо, когда есть поддержка со стороны родителей. Ребёнок должен чувствовать это, особенно когда ему бывает трудно. Помню, когда мне было трудно и хотелось совсем бросить эту чёртову скрипку, мама говорила:

— Ну ладно, бросай! А что дальше? Кем ты будешь?

— Кем же ещё - конечно, шофёром!

— Шофёром стать ты всегда успеешь. Но ведь у тебя есть талант: в музыке тебе всё даётся легко! А в другой любой области тебе будет трудно. Сначала закончи консерваторию, получи высшее образование — потом уже можешь идти шофёром…

Такие переломные моменты у меня периодически возникали лет до 18. После уже я твёрдо «шёл» по музыке.

* * *

К занятиям я подходил просто. Занимался столько, сколько мне было достаточно для освоения музыкального материала. Конечно, особого рвения к занятиям не было: наверное, так же, как и все дети, я не любил много и долго заниматься одним и тем же. По натуре я люблю разнообразие. Однообразный труд, занятия меня утомляют. Часто заниматься было просто лень, потому что вроде и так всё получается — зачем, мол, ещё заниматься?!

В музыкальной школе следующей после З. Ш. Спорник у меня была очень строгая учительница. У неё я отучился три года (3-5-й классы). Она требовала, чтобы её ученики занимались ежедневно по 4 часа (при желании можно и больше, этому она была бы только рада).

Она не верила в толковость наших упражнений дома и поэтому вызывала всех учеников в музыкальную школу и заставляла их помимо уроков самостоятельно заниматься там. Причём каждый раз контролировала, кто пришёл, а кто нет. Стоило на 2-3 секунды замолкнуть, то есть перестать играть на скрипке (причина была в том, что просто нужно было перевернуть страничку, ведь обе руки заняты, а ноты некому перевернуть) - и вдруг (как будто бы назло, похоже, что она только этого и ждала) врывается в класс наша учительница и устраивает полный разгром: «Ах, бездельник! Что, лодырь, не занимаешься?! Другие хотят заниматься, но не могут найти свободный класс, а ты сам не занимаешься, а класс занял!..»

Так становится обидно, что слёзы наворачиваются! Начинаешь оправдываться, но всяческие попытки проходят без успеха.

Так прошли ещё три года. Вроде всё получалось, но удовольствия не было. Как-то всё это раздражало и зажимало. Не было чувства удовлетворённости, свободы, душевного полёта, наконец, радости от занятий.

Может быть, вам непонятно слово «зажатость»? Это когда, говорят, у музыкантов зажат «аппарат», то есть когда руки и ноги буквально скованны, малоподвижны. (Человека, плохо, почти не умеющего набирать на клавиатуре, тоже можно назвать зажатым. И представьте человека, прошедшего курс Владимира Владимировича Шахиджаняна «СОЛО на клавиатуре» и освоившего слепой метод набора. Такой человек свободен, можно сказать, что он, сидя за клавиатурой, чувствует себя как рыба в воде или птица в полёте. Такое состояние называется освобождением.)

Детей, занимающихся музыкой, надо принудительно освобождать! Ведь волей-неволей, когда нотный текст сложен, руки начинают «зажиматься». Поэтому тогда принудительным образом у ребёнка убирают скрипку и смычок и как следует встряхивают руки, плечи. Таким образом ребёнок расслабляет все зажатые мышцы.

Такое же состояние бывает и в душе, которую тоже иногда так хочется расслабить!..

К моему счастью, моя учительница вышла на пенсию, и я стал учиться у своего родного брата (старшего). Тогда он уже учился в консерватории и параллельно преподавал в музыкальной школе. А я пошёл в 6-й класс. Толковых учителей не было, и брат решил, что заниматься лучше у него.

Завуч музыкальной школы не разрешила нам заниматься дома, поэтому мы вынуждены были с братом приходить в школу и упражняться там. И каждый урок (два раза в неделю) она лично приходила с проверкой: занимаемся ли мы или нет?!

Заниматься с братом мне очень нравилось. Потому что он знал мои сильные и слабые стороны и подходы ко мне. По натуре я «жорик»: люблю вкусно покушать. В детстве любил всякие сладости, особенно тортики и пирожные. Брат, зная это, ставил мне условие: сдашь зачёт на пятёрку — куплю тебе торт. В качестве приза он меня часто водил в кино, театры и кафе. И мне это безумно нравилось, был какой-то спортивный интерес.

Помимо занятий брат постепенно начал приучать меня к публичным выступлениям. Разучив со мной Концерт для двух скрипок Вивальди, я попробовал свои силы уже на большой сцене нашего Дворца культуры. После маленького зала в музыкальной школы этот зал кажется громадным! Бархатные кресла, хрустальные светильники, ослепляющий свет, микрофоны, зрители… Тогда на мальчика-шестиклассника это всё произвело огромное впечатление, открыло ту таинственную атмосферу, радость, которую получаешь от своего выступления. Перед тобой открывается новый мир, в котором работают все артисты…

* * *

За один год занятий с братом я получил примерно трёхлетний багаж обучения в музыкальной школе. Брат контролировал меня даже дома. Я сильно вырос в техническом и музыкальном плане, что послужило толчком для последующего поступления в среднюю специальную музыкальную школу при Казанской государственной консерватории.

К сожалению, похвалиться успехами в этой школе я не смогу. Потому что, проучив в этой школе три года, меня признали… неспособным и дали понять, что я полный бездарь. Хотя по моей специальности — скрипке — проблем не было вообще. Каждый зачёт и экзамен я сдавал только на отметку «пять». Классный руководитель дала «дельный» совет моим родителям: далее музыке не учиться, это без толку! «Лучше отдайте вашего сына в ПТУ!»

Затем я окончил 10-й класс в обычной средней школе. Получив аттестат о среднем образовании, решил поступить в институт. Но в какой? Опять встал вопрос о выборе профессии. Решил я попробовать свои силы опять в музыке. И подал документы на музыкальный факультет Казанского государственного педагогического института…

Продолжение следует…

1114


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95