Учиться трудно, но интересно
Часть первая
Вначале в музыкальную школу отдали старшего, затем среднего. Отец с моим старшим братом вместе ходил в музыкальную школу на уроки и тоже параллельно занимался на скрипке дома. На уроках он смотрел, слушал, запоминал. Потом, придя домой, брал в руки свою большую 4/4 скрипку и занимался. (Почему я говорю «большую» потому что дети начинают заниматься на маленькой скрипке: это 1/8 или 1/4. Вы, конечно, поняли почему: дети ведь маленькие )
Затем в музыку отдали и среднего брата. Как одежда в больших семьях достается от старших к младшим так же и он играл на тех скрипках, которые уже были «малы» старшему.
Со временем у отца времени для занятий оставалось всё меньше и меньше: ведь на его шее сидел не один мальчик, а уже трое. К сожалению, уровень подготовки отца так и остался на уровне 3-4-го класса.
Помню эпизод из детства: только что вернулся домой из садика вдруг из музыкальной школы приходят отец с моим старшим братом и сразу начинают спорить, решать какую-то важную проблему Мне тогда их было не понять, ведь у меня было ещё беззаботное детство. Они достали каждый свою скрипку и начали вдруг что-то играть. Наверное, со стороны это выглядело как поединок двух мушкетёров. Сначала один играл, затем другой. Потом они спорили и заново начинали играть то попеременно, то вместе.
Видеть руки отца толстые и огрубевшие от работы, видеть, как эти пальцы бегают по грифу скрипки, было незабываемым зрелищем. И то, что он действительно может играть, было для него высшей степени похвалой.
Такая похвала достаётся не всем людям. Эти люди, которые, несмотря на свой возраст и род занятий, «берут для себя высшую планку», то есть делают, казалось бы, почти нереальное. Для меня такие люди авторитеты!
В моём представлении руки музыканта всегда должны быть мягкими, нежными, как у младенца. Их можно сравнить с руками фокусника. Мой старший брат всегда говорит, что руки музыканта должны быть мягкими, разработанными, подвижными, гуттаперчевыми как у фокусников. Только тогда они будут хорошо бегать по грифу скрипки. И тогда никто не заметит твоих «фокусов» отдельных приёмов во время игры на скрипке (например переходов). И чтобы достичь такой мягкости и подвижности, нужно делать зарядку пальцам и рукам, как это делают фокусники перед выступлением. Ну а если, например, поработать час-два с лопатой в руках, с ломом, потаскать кирпичи или носилки (как мой отец, который, будучи инженером, часто был вынужден работать на стройке), то после появятся мозоли, и руки просто закоченеют. И уже про беглость вы можете забыть примерно на три недели.
Постоянно слушая музыку дома (ведь братья занимались на скрипке и фортепьяно), к шести годам я тоже изъявил желание заниматься музыкой. Услышав это от меня, родители были почти в восторге.
* * *
Мне повезло с педагогами. Подготовительный и первый классы я занимался у прекраснейшего преподавателя Спорник Зулейхи Шамильевны.
Самое главное в начинаниях в музыке это попасть к хорошему педагогу, который хорошо сможет поставить «аппарат», то есть руки. «Аппарат» это как фундамент. Если он крепкий и хороший, то далее на нём можно построить целый многоэтажный дом. Ну а если плохой, то, сами знаете, уже на втором этаже дом может рухнуть.
Жалко, что этот педагог через два года вместе с семьёй переехала в Белоруссию. И меня перевели к другому. Но всё же начальную базу, можно сказать, я успел получить хорошую.
Уроки посещали мы уже с мамой. Учительница давала задание лишь разобрать пьесу или этюд. А я не только разбирал, но уже на следующий урок приходил и играл произведения наизусть. Учительница была страшно довольна моими успехами, огромным интересом и желанием учиться.
Но есть самый трудный момент в учёбе (причем каждый проходит через это) - по истечении некоторого времени занятия музыкой становятся обузой, весь интерес куда-то пропадает, и становится всё безразлично. Считаю, что каждому в 3-4-м классе хочется совсем бросить музыкальную школу. Ведь в детстве так хочется свободы побегать на улице с друзьями, погонять собак, да просто, наконец, посидеть по-мальчишески в луже, в грязи! Но этот период надо преодолеть как ещё одну планку. И тогда-то уже будет проще. Пройдёт этот переломный момент в жизни и будет видно, а станете ли вы музыкантом. На этот вопрос вы тогда сами уже точно сможете ответить.
Слов нет: занятия музыкой отнимают у ребёнка много времени. Зато на всякие глупости уже времени не остаётся. Наверное, поэтому дети, которые занимались музыкой, сильно отличаются по развитию от остальных ребят человечностью, воспитанностью и ещё многими и многими другими хорошими качествами так считаю я сам. И если есть возможность и даже небольшое желание самого ребёнка, я думаю, всем детям нужно обязательно для себя, для общего развития пройти хотя бы начальную музыкальную школу (7 классов). Никакого вреда не будет напротив, только польза!
Хорошо, когда есть поддержка со стороны родителей. Ребёнок должен чувствовать это, особенно когда ему бывает трудно. Помню, когда мне было трудно и хотелось совсем бросить эту чёртову скрипку, мама говорила:
Ну ладно, бросай! А что дальше? Кем ты будешь?
Кем же ещё - конечно, шофёром!
Шофёром стать ты всегда успеешь. Но ведь у тебя есть талант: в музыке тебе всё даётся легко! А в другой любой области тебе будет трудно. Сначала закончи консерваторию, получи высшее образование потом уже можешь идти шофёром
Такие переломные моменты у меня периодически возникали лет до 18. После уже я твёрдо «шёл» по музыке.
* * *
К занятиям я подходил просто. Занимался столько, сколько мне было достаточно для освоения музыкального материала. Конечно, особого рвения к занятиям не было: наверное, так же, как и все дети, я не любил много и долго заниматься одним и тем же. По натуре я люблю разнообразие. Однообразный труд, занятия меня утомляют. Часто заниматься было просто лень, потому что вроде и так всё получается зачем, мол, ещё заниматься?!
В музыкальной школе следующей после З. Ш. Спорник у меня была очень строгая учительница. У неё я отучился три года (3-5-й классы). Она требовала, чтобы её ученики занимались ежедневно по 4 часа (при желании можно и больше, этому она была бы только рада).
Она не верила в толковость наших упражнений дома и поэтому вызывала всех учеников в музыкальную школу и заставляла их помимо уроков самостоятельно заниматься там. Причём каждый раз контролировала, кто пришёл, а кто нет. Стоило на 2-3 секунды замолкнуть, то есть перестать играть на скрипке (причина была в том, что просто нужно было перевернуть страничку, ведь обе руки заняты, а ноты некому перевернуть) - и вдруг (как будто бы назло, похоже, что она только этого и ждала) врывается в класс наша учительница и устраивает полный разгром: «Ах, бездельник! Что, лодырь, не занимаешься?! Другие хотят заниматься, но не могут найти свободный класс, а ты сам не занимаешься, а класс занял!..»
Так становится обидно, что слёзы наворачиваются! Начинаешь оправдываться, но всяческие попытки проходят без успеха.
Так прошли ещё три года. Вроде всё получалось, но удовольствия не было. Как-то всё это раздражало и зажимало. Не было чувства удовлетворённости, свободы, душевного полёта, наконец, радости от занятий.
Может быть, вам непонятно слово «зажатость»? Это когда, говорят, у музыкантов зажат «аппарат», то есть когда руки и ноги буквально скованны, малоподвижны. (Человека, плохо, почти не умеющего набирать на клавиатуре, тоже можно назвать зажатым. И представьте человека, прошедшего курс Владимира Владимировича Шахиджаняна «СОЛО на клавиатуре» и освоившего слепой метод набора. Такой человек свободен, можно сказать, что он, сидя за клавиатурой, чувствует себя как рыба в воде или птица в полёте. Такое состояние называется освобождением.)
Детей, занимающихся музыкой, надо принудительно освобождать! Ведь волей-неволей, когда нотный текст сложен, руки начинают «зажиматься». Поэтому тогда принудительным образом у ребёнка убирают скрипку и смычок и как следует встряхивают руки, плечи. Таким образом ребёнок расслабляет все зажатые мышцы.
Такое же состояние бывает и в душе, которую тоже иногда так хочется расслабить!..
К моему счастью, моя учительница вышла на пенсию, и я стал учиться у своего родного брата (старшего). Тогда он уже учился в консерватории и параллельно преподавал в музыкальной школе. А я пошёл в 6-й класс. Толковых учителей не было, и брат решил, что заниматься лучше у него.
Завуч музыкальной школы не разрешила нам заниматься дома, поэтому мы вынуждены были с братом приходить в школу и упражняться там. И каждый урок (два раза в неделю) она лично приходила с проверкой: занимаемся ли мы или нет?!
Заниматься с братом мне очень нравилось. Потому что он знал мои сильные и слабые стороны и подходы ко мне. По натуре я «жорик»: люблю вкусно покушать. В детстве любил всякие сладости, особенно тортики и пирожные. Брат, зная это, ставил мне условие: сдашь зачёт на пятёрку куплю тебе торт. В качестве приза он меня часто водил в кино, театры и кафе. И мне это безумно нравилось, был какой-то спортивный интерес.
Помимо занятий брат постепенно начал приучать меня к публичным выступлениям. Разучив со мной Концерт для двух скрипок Вивальди, я попробовал свои силы уже на большой сцене нашего Дворца культуры. После маленького зала в музыкальной школы этот зал кажется громадным! Бархатные кресла, хрустальные светильники, ослепляющий свет, микрофоны, зрители Тогда на мальчика-шестиклассника это всё произвело огромное впечатление, открыло ту таинственную атмосферу, радость, которую получаешь от своего выступления. Перед тобой открывается новый мир, в котором работают все артисты
* * *
За один год занятий с братом я получил примерно трёхлетний багаж обучения в музыкальной школе. Брат контролировал меня даже дома. Я сильно вырос в техническом и музыкальном плане, что послужило толчком для последующего поступления в среднюю специальную музыкальную школу при Казанской государственной консерватории.
К сожалению, похвалиться успехами в этой школе я не смогу. Потому что, проучив в этой школе три года, меня признали неспособным и дали понять, что я полный бездарь. Хотя по моей специальности скрипке проблем не было вообще. Каждый зачёт и экзамен я сдавал только на отметку «пять». Классный руководитель дала «дельный» совет моим родителям: далее музыке не учиться, это без толку! «Лучше отдайте вашего сына в ПТУ!»
Затем я окончил 10-й класс в обычной средней школе. Получив аттестат о среднем образовании, решил поступить в институт. Но в какой? Опять встал вопрос о выборе профессии. Решил я попробовать свои силы опять в музыке. И подал документы на музыкальный факультет Казанского государственного педагогического института
Продолжение следует