Моя прабабушка Карпакова Пелагея (Полина) Михайловна родилась 26.04.1845 г. в Москве в семье танцовщика Большого театра Михаила Сергеевича Карпакова. К большому сожалению, имя ее матери как мне известно Марфа. В 1865 г. П.М.Карпакова закончила балетное отделение Московской театральной школы (училища), пройдя курс обучения у педагогов Ф.Н.Манохина и Карло Блазиса (1795-1878) – итальянского танцовщика, балетмейстера, одного из первых преподавателей танцевальной школы при театре «Ла Скала», прославившегося также собирательством и описанием национальных танцев.
Но еще ученицей, П.М.Карпакова исполняла ответственные партии в спектаклях Большого театра. Так, в 1863 г. она с успехом выступила в роли Сильфиды (балет Ж.Шнейцхоффера «Сильфида»). В 1865 г. после окончания училища она принята в труппу Большого театра и становится одной из его ведущих танцовщиц. За многие годы служения в театре Пелагея Михайловна исполнила множество ролей. Среди них – партии Рыбачки ("Дочь фараона"), Сатаниллы ("Сатанилла, или Любовь и ад" Ф. Бенуа в постановке М.И.Петипа, Царицы русалок («Папоротник", балетм. С. П. Соколов), Саравасты ("Дева ада"), Арифы ("Арифа") в постановке балетмейстера И. Гансена, Елены (опера "Роберт-дьявол" Дж. Мейербера) и др.
Пелагея Михайловна Карпакова
20 февраля 1877 года состоялась премьера балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро» и Пелагея Михайловна стала первой исполнительницей роли Одетты-Одиллии (балетмейстер В.Рейзингер). Роль Зигфрида в премьерном спектакле исполнил А.К.Гиллерт, Ротбарта – С.П.Соколов. По просьбе Пелагеи Михайловны П.И.Чайковским уже после завершения партитуры специально для бенефиса балерины был написан вставной номер для 3-го действия - "Русский танец", который с успехом исполнялся П.М.Карпаковой во всех постановках балета при жизни композитора.
Вот премьерная афиша «Лебединого озера» в Большом театре:
1877
ИМПЕРАТОРСКИЕ МОСКОВСКИЕ ТЕАТРЫ
В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ
в воскресенье, 20-го февраля
в пользу танцовщицы
г-жи КАРПАКОВОЙ 1-й
в первый раз
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО
Большой балет в 4 действиях
Композитор П. И. Чайковский
Сценарий В. П. Бегичев, В. Ф. Гельцер
Балетмейстер В. Рейзингер
Дирижер С. Я. Рябов
Машины и электрическое освещение – К. Ф. Вальц
Художники И. Шангин (I д.), К. Вальц (II и IV д.), К. Гроппиус (III д.)
Действующие лица и исполнители
Одетта, добрая фея — П. М. Карпакова 1-я
Владетельная принцесса - Николаева
Принц Зигфрид, ее сын — А. К. Гиллерт 2-й
Бенно фон Зомерштерн — Никитин
Фон Ротбарт, злой гений, под видом гостя – С. П. Соколов
Одиллия, его дочь, похожая на Одетту — г-жа * * *
Поселянки – Станиславская, Карпакова 2-я, Николаева 2-я, Петрова 3-я, и др.
Карпакова 1-я – это Пелагея Михайловна, Карпакова 2-я – ее сестра Екатерина Михайловна. Госпожа *** в роли Одилии – это тоже Пелагея Михайловна.
Как отмечали критики, Пелагее Михайловне были близки формы романтического балета, а ее танцы отличались мягкостью, певучестью, грацией поз и движений.
Считается, что постановка в Москве «Лебединого озера» оказалась неудачной и не имела громкого успеха. Причиной тому стала недостаточно выразительная хореография В.Рейзингера. Появлялись критические заметки и в адрес танцовщиков, в т.ч. Карпаковой. Ее и других исполнительниц главных ролей (А.Собещанскую, вошедшую в 4-й спектакль) обвиняли в отсутствии понимания «тонкой психологической основы» своих героинь. (М.Петипа осуществил блестящую постановку балета в Мариинском театре лишь в 1895 году). Тем не менее, обе танцовщицы имели успех у публики. «Лебединое озеро» было в репертуаре Большого театра до 1879 г. и залы театра не пустовали. Неудачная постановка «Лебединого озера» не умалила артистических достоинств Пелагеи Михайловны и она оставалась примой Большого театра. «Главной балериной была в то время наша хорошая знакомая, жена друга моего отца…» - писал в своих воспоминаниях «Моя жизнь в искусстве» К.С.Станиславский. Речь здесь идет именно о моей прабабушке и прадеде К.Ю. Милиоти, которые были близкими друзьями отца Константина Сергеевича – С.В.Алексеева.
Из ответа Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) в формулярном списке о службе танцовщице Императорских Московских театров Пелагеи Михайловны Карпаковой, составленном в 1881 году записано: « Пелагея Михайловна Карпакова по мужу Миллиотти. Замужем за нежинским греком, имеет детей: сына Николая 6 лет, дочерей Марию 7 лет, Ольгу 5 лет и Елену 4 лет» Муж Константин Юрьевич Милиоти московский купец, Почетный Потомственный Гражданин. скончался в 1903 году и решением Московского собрания были выделены средства для учреждения в Императорском Московском Университете стипендии Московского Купеческого Собрания имени К. Ю. Милиоти
Сцену она оставила только в 1883 году в возрасте 38 лет. а скончалась в 1920 г.в Москве.
Известный краевед и знаток Москвы В.Сорокин, описывая памятные места Большой Дмитровской Слободы, установил, что в доме №8 по Большой Дмитровке, который числился за Дирекцией Императорских театров в начале 1830-х годов, жили не только воспитанники
Московской театральной школы, но и ее преподаватели: Екатерина Санковская, Пелагея Карпакова и Фелицата Гюллень-Сор.
Фелицата Гюллень-Сор
Пелагея Михайловна выросла в артистической семье. Танцовщиком Большого театра был не только ее отец, но и другие близкие родственники. Сестра отца, т.е. родная тетя Пелагеи Михайловны, Татьяна Сергеевна Карпакова (ок.1812 - 31.10(12.11)1842) закончила Московское театральное училище в 1831 г. Ее учителем была выдающаяся танцовщица и хореограф, первый педагог-балетмейстер, руководитель балетной труппы Большого театра Фелицата Виржиния Гюллень-Сор (Hullin-Sor) (1803 Париж — около 1850, Москва), оказавшая большое влияние на формирование индивидуального, особого стиля танцев Татьяны Сергеевны. Но еще в детстве (с 1824 г.) Татьяна выступала на сцене Большого театра в дивертисментах, детских партиях балетных спектаклей, водевилях. После окончания училища ее приняли в труппу театра, где она танцевала примерно до 1840 г. В.М. Красовская в книге «Русский балетный театр от возникновения до сер. XIX в ( Л.- М., 1958) пишет, что в партиях Розальбы («Розальба», пост. Гюллень-Сор), Фенеллы («Фенелла», 1836) и др. проявилось «мимическое дарование Т.Карпаковой, сочетавшееся с высокой танцевальной техникой. Ее легкий, воздушный танец отличался поэтической выразительностью, отмеченной и С. Т. Аксаковым».
Известен портрет танцовщицы Т.С. Карпаковой работы В.А.Тропинина,который хранится в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан,
Примерно в 1833 году Т.С.Карпакова выходит замуж за выпускника Московского театрального училища Константина Федоровича Богданова (ок.1809-1877) – впоследствии ученика петербургского балетмейстера Ш.Дидло. Возвратившись после обучения у Дидло в Москву, К.Ф.Богданов стал партнером выдающихся танцовщиц того времени: В.Ф.Гюллень-Сор, А.И.Ворониной-Ивановой, Е. А. Санковской и своей будущей супруги Т. С. Карпаковой. С 1839 г. он старший режиссер московской балетной труппы и до 1846 г. преподавал в Московском театральном училище.
В 1836 г. в Москве у супругов родилась дочь Надежда (1836-3(15).9.1897, Петербург), впоследствии одна из самых выдающихся русских балерин. Ее первым учителем стал отец, и с 10 лет девочка уже выступала на сцене. В 1848-1850 годах под руководством отца гастролировала в российской провинции. В возрасте 12 лет появилась на профессиональной сцене Ярославля. В 1850 г. вернулась в Москву и, по совету Фанни Эльслер, отправилась в Париж, где, благодаря участию принцессы Мюрат, была принята в танцевальную школу при оперном театре. Знаменитый Сен-Леон, впоследствии балетмейстер в Санкт-Петербурге (1859 - 1869), усердно занялся ею и 20 октября 1851 г. Богданова дебютировала в Париже в балете "Маркитантка" в заглавной роли вместо знаменитой Карлотты Гризи. Успех превзошел ожидания, пресса не скупилась на комплименты и Н.К. Богданова стала любимицей парижан. На представлении "Juif Errant" ее забросали цветами, Мейербер переделал для нее сцену в "Роберте". В 1852 г. она танцевала с таким же успехом в Вене («Жизель»). Однако когда развернулась Крымская война, Н.К.Богданова из патриотических соображений приняла решение вернуться в Россию. По дороге в Петербург она посетила Берлин и Варшаву, где ей был оказан восторженный прием. 2 февраля 1856г. Богданова дебютировала с громадным успехом в Петербурге в балете "Жизель". Танцевала Богданова очень изящно, с грациозною живостью, необыкновенно ловко. Ее ставили наравне с такими всемирно известными танцовщицами как Ф. Эльслер, Тальони, К. Гризи и др. Но случилось несчастье – в 1863 г., танцуя на московской сцене, во время исполнения роли в балете «Неяда» она упала на сцене и ушиблась. В "Московских Ведомостях" появилась заметка, что ее ушибли нарочно. В апреле 1864 г. закончился ее контракт с дирекцией и возобновления не последовало. Окончательно ее уволили из театра в 1875 г. О семье танцовщиков Богдановых вышла книга «Артистическое семейство Богдановых"(Спб., 1856). Много внимания творчеству членов этой семьи уделено и в "Хрониках" Вольфа (Спб. 1884, III).
Дочь Ольга (р. ок 1876) моя бабушка вышла замуж за потомка переселенца из Франции, инженера-механика Константина Викторовича Салля, окончившего в 1897 г. Императорский Московский технический университет (ИМТУ, ныне Университет им. Баумана
В 1902 г. у Ольги и Константина Саллей родились дочери Мария,в 1903 г. и в 1909 г. Валерия, мои тетя и мама
Чтя память своих предков и, конечно, своей когда-то знаменитой и блистательной прабабушки, я обратился в Гагаринский районный суд г. Москвы с просьбой установить факт родственных отношений между мной и моей прабабушки Карпаковой Пелагеей Михайловной. , а суд 14 декабря 2006 года принял решение признать , что Карпакова Пелагея Михайловна , умершая в 1920 г. является моей , Зеленского Андрея Борисовича, прабабушкой Чувствуя ответственность за сохранение их памяти и культурного наследия, написал эту небольшую информацию о тех, благодаря тем кто приложил много сил и таланта для развития отечественной культуры. Ведь династия Карпаковых-Богдановых прослужила в Большом театре почти век!
Часть домашнего архива (сценические костюмы П.М.Карпаковой, ее фотографии) были переданы Театральному музею им. А.А.Бахрушина, где, надеюсь, они бережно хранятся.
Инженер строитель, ветеран труда
А.Б. Зеленский