Мы разыграли известных современных художников неурочными звонками, представ в образах натурщиц, гастарбайтеров, министра и просто безумцев. Диалоги в студию! Фото из личного архива.
Попробуй залезь в голову к современному художнику — обломаешься, никакой стандартный ключ не подойдет. И чтобы написать его портрет, а точнее, коллективный портрет знаковых персон российской арт-сцены, просто описания их выставок или интервью недостаточно. Все это, как правило, оказывается плоским и вялым, не отражает суть, образ жизни и ход мысли этих людей. Неординарных личностей надо крыть их же козырем — определенной мерой безумства, бесстрашия и авантюризма. Надо войти в их же воду, надо дышать одним с ними воздухом, что мы и попытались сотворить, позвонив 15-ти известным деятелям искусства в четыре утра с заготовленными абсурдистскими скетчами. Причем каждому подбирали психологически близкий ему диалог, чтобы человек не швырнул раньше времени трубку. Кто-то повелся, кто-то незаметно раскусил и стал подыгрывать... Но в какой-то момент дух этих людей нет-нет да и проступил. Итак, знакомьтесь. Идем к художникам в гости не парадными дверьми: а то всё они да они провоцируют нас. Так почему бы нам хоть разок не спровоцировать их? * * * Акционист Олег Кулик (звонит девушка ласковым голоском): — Олежек, какой у тебя домофон? — Какой у меня домофон... Слушай, солнышко, я не знаю, кто ты. — Это Юлечка и Катя. Песик, ты ж звонил насчет натурщиц! — Насчет натурщиц? А-а... Вы пришли ко мне домой? — Да, стоим перед подъездом. Открывай! Жарко, хочется уже выпить и охладиться. — Выпить и охладиться? Я просто сейчас нахожусь в Черногории, а ты где? В какой мастерской? — На Курской. — А-а, в моей мастерской на Курской. Представляешь, меня сейчас нет в мастерской на Курской. Я сейчас нахожусь в Которе, это в Черногории. А вернусь ровно через месяц и жду тебя. — Да? Ну, я буду очень рада тебе позировать, и Катечка тоже. — Хорошо, я понял, давай. И Катечку тоже жду. Вы немножко еще подзагорите, чтобы там не оставалось следов бикини, и все сделаем в высшем виде! — А что по цене? — По цене у нас так: чем обнаженнее, тем цена гибче. * * * Абстракционист Дмитрий Гутов (звонит парень, в дупель пьяный): — Дим, привет, это Володь. — Да, привет. — Мне грустно что-то. Поговори со мной. Меня никто не любит... Я в лифте застрял. А у меня в телефоне только твой номер из приличных людей. — А, Володя... а какой Володя? — Володя такой, что самый главный Володя. — А-а, ну понятно. — Нет, не тот, не самый главный, конечно. Это я хватил. Ты просто можешь какую-нибудь службу вызвать, я сижу в лифте, по Гнездниковскому переулку. — Володь, смотри, я сейчас не в Москве. Тебе какую службу вызвать? — Ой, может, позвонишь кому? А то сижу, один твой телефон в трубке, а остальные все — такие сво-ло-чи! Это Володя, министр. Пять часов здесь сижу уже один, никто ухом не поведет. Я тебя завтра главным на любой музей поставлю! Вызволишь отсюда — и сразу — р-р-раз, и ты комиссар Московской биеннале! — Будет сделано! * * * Представитель московского концептуализма Павел Пепперштейн (звонит парень, типа его знакомый): — Паш, привет. Последней волей покойного было желание, чтобы ты разрисовал его гроб. Расписал красиво. — Что-то плохо слышно. Ты о ком вообще говоришь? — Это влиятельный человек, он тебя однажды видел, полюбил, написал в завещании — хочу гроб от Пепперштейна. Земляки вы. — Ничего себе. Расскажи-ка поподробнее. — Ну, дали размер, сказали цену. Двести. Размер — три метра. — Ничего себе. Очень странно. Что это за гроб? Извини, я что-то не врубаюсь спросонья — а ты кто? — Вася, друг твой. — Привет, Вася. А как я могу это сделать? — Тебе сейчас привезут в мастерскую. Без тела. — Я в растерянности. Ты мне напиши какую-нибудь смс-ку по этому поводу. Пока ничего им не обещай. Я не в Москве. Подожди, не гони лошадей. Какой гроб? Я далеко от Москвы, нет условий здесь работать. Подожди, гробы обычно не расписывают... — А ты автограф поставь и все. Куча денег! — Ты мне напиши письмо на компьютер, я ни во что пока не врубаюсь — почему гроб три метра? * * *
Художник Владимир Дубосарский (звонит гастарбайтер-экспедитор с жутким акцентом): — Владимир, ты какой номер твоя машина — жду стою? — Вы кто? — Контейнер прибыл. Имя — Владимир Дубосарский, накладная №241-523. — Стойте. Ничего не понимаю. Какой контейнер? Куда пришел? Але! — Доставка — контейнер. Стою и жду. Ночь. Приезжайте — подпись ставить на документ. — Так. Первое: вы кому звоните? — Дубосарский. — Так. Контейнер — с чем? — Багет. Кисть с ворсом «белка». Холст. Принадлежности, чтобы картина делать. — Так, давайте еще раз. Я за границей нахожусь. Вы куда приехали вообще? Какой контейнер вообще? Я ничего не заказывал! Вы можете объяснить? Вы кто есть сами? — Экспедитор. Экспедиция. №241-523. — Я понимаю! Но я вас не за-ка-зы-вал. Что вы привезли? — Заказ принял Василий. Плохо слышно. Але! Багет, кисть «белка», холст грунтованный. И негрунтованный. Вы должны принять. Вам уже звонили от нас. Мне только расписаться надо. Мне больше ничего не надо. Стою тут, ночь. Кто за вас расписаться может? — Так. Я понял. Где вы стоите? — Посреди Садового кольца. Город Москва. — Так. Вот, смотрите, еще раз. Давайте с самого начала, по пунктам. Что у вас там вообще? Вы привезли холст? — Да я же не знаю, что на бумажке написано, то я и читаю. — Вы от какого магазина? Что вообще происходит? Ничего не понимаю! — Какой-то Петр Олегович вам заказал все это (в соцсетях сейчас идет активная дискуссия по поводу вторичности русского искусства между Дубосарским и коллекционером Петром Авеном. — Авт.). Доставить велено в мастерскую. Кисти, ворс «белка». — А из какого магазина все это? — Не магазина, а фура шла из Петербурга. Доставлен груз. Он оплачен. Мне нужна только подпись о приемке, и все, я уезжаю домой. Домой! — Да, но где вы мне все это отдать хотите? — Мне сказал Василий от Петра Олеговича, что я вам отдам контейнер и все, художественная принадлежность, кисть «белка». — Так, стойте, где вы стоите, сейчас я вам перезвоню. Вы на машине? Много там вещей? — Большая фура. Много вещей у меня своих, дыня, картошка, для вас — контейнер. Перезванивает через десять минут на номер, с которого мы звонили (теперь трубку берет бойкая девушка): — Але, это диспетчер из транспортной компании. — Ох, хорошо, девушка, вот мне звонил человек, стоит где-то на Садовом, привез мне какие-то материалы, я за границей нахожусь, вы мне можете объяснить, кто мне звонил? — Контейнер сейчас выгружают на «Винзаводе», видимо, произошла ошибка. Это не вам. — Как не мне? Моя фамилия, мое имя, мой номер телефона. Что значит не мне? — У нас полная неразбериха, по-русски плохо понимают водители... — Нет, но фамилия-то моя! Он мне звонит! И я догадываюсь, от кого это пришло... — Мы будем разбираться. — Как разбираться? Мне из Петербурга пришел контейнер. Мне! На мое имя. Правильно? Я уже в четверг вернусь. Вы куда это все выгружаете? Может, вы мне привезете? — Сейчас разберемся. Это вы дыни заказывали? * * * Участница группы AES+F Татьяна Арзамасова (звонит вежливая девушка): — Татьяна. Извините, что неожиданно, но вы единственный порядочный человек во всем подъезде. — А что случилось? — Мы тут кино снимаем, и человек двести уже в вашем подъезде стоит, вся группа. И у нас такой казус: наш режиссер, самый известный, знаменитый, Кирилл... — Какой Кирилл? — Ну, Кирилл наш, знаменитость, наша звезда, он в туалет очень хочет, у него в животе бурчит. Он не может к кому попало идти. Он только к знаменитостям ходит. А вы — немножко знаменитость. — Сейчас тогда поднимется наверх наш Георгий, и вам нужно, соответственно, подняться на девятый этаж. У нас там монтаж сейчас идет, и наш Георгий откроет вам и поможет с этим вопросом. Поднимайтесь. — Вы только никому про это не рассказывайте. — Никому. Это внутренняя тема. И Георгий никому не расскажет. Мы ждем Кирилла! Пусть сходит. * * * «Синий нос» Александр Шабуров (звонит милая леди, диалог идет по-английски, местами проскальзывают русские слова): — Hello, Alexander! Alexander? — Hmm... hello! — My name is Marie... (Меня зовут Мария. Я директор галереи «Мальборо» в США. Мы хотим устроить выставку ваших работ, купить ваши будущие работы и все уже сделанные.) — Excuse me... але-але... I don't listen you... (Я не слушаю вас. Вы можете мне написать смс с вашей почтой?) — Alexander, thanks you... (Александр, спасибо, что вы родились на белый свет.) — Yes, yes, yes. But can you... (Да-да-да. Но не могли бы вы отправить мне по почте то, что вам требуется от меня?) — Go to the airport!.. (Езжайте в аэропорт, ваш полет в Нью-Йорк через два часа! Нам нужна ваша выставка.) — What?! — Ты понимай, что я говорят? A lot of money! I congratulate you! One million dollars! (Я дам вам много денег! Очень много денег! Я поздравляю вас! Один миллион долларов!) — Я понимайт, шо вы говорить. Вы мне послайть письмо на мой эмейл адрес? Understand? (Понимаете?) — Yes, of course, I understand. Александер, ви говорить по-русски? — По-русски and по-абракадабрски тоже. — Do you know, the priest had a dog, he loved her... (Александр, вы в курсе, что у попа была собака, он ее любил, она съела кусок мяса, он ее убил?) — I... Какая собака? Я не понимайт! Пишите письмо! * * * Василий Субботин, группировка ЗИП (звонит строгая девушка): — Василий? — Да. — Тут с вашей башни на «Винзаводе» человек упал. Что делать будем? — Кто грохнулся? — Да парень какой-то. — Когда? — Да вот буквально недели три назад. — Он лез на башню что ли на эту? — Да-да-да. Ее надо чинить, она там вся развалилась. — А кто поднимал ее? — Ее-то никто не поднимал, валяется, это на башню поднимались. Он сам залез, не уследили. Менты вон приехали уже. Ходят тут. — А как, башня с вождем упала? Или без? — С вождем. — Жесть. — Что ментам-то сказать? — Ну, то, что он сам виноват. — Ага. Но они вас требуют. Надо какие-то вещественные доказательства предоставить. — Так башня же лежит... — Не лежит, Василий. Вы еще одну такую башню сделайте, на всякий случай. А то прежнюю случайно на металлолом сдали. — Какую прежнюю? — Ну, которая упала. — Давайте завтра об этом. Просто я сейчас вообще ниче не понимаю. А что с человеком? — С ним слава богу... Вот рентген сейчас идем делать. * * * Дизайнер Георгий Острецов (звонит девушка престарелым голосом): — Георгий, это Ирина Александровна... — Да, я приеду, сейчас соображу когда, где-то 8-го... — И что с того, Георгий? — Как — что? Деньги занесу. — Занесете деньги? Точно? Только не забудьте, Георгий. А я еще звоню, чтобы поздравить вас с днем рождения. — Спасибо. Я что-то не соображу... день рождения у меня был в мае. — А сейчас — что? Не май? А я хотела вас повесить... в музее. Но раз не май... — Сейчас лето. А про какой музей вы говорите? — Самый главный музей Москвы. России. У нас в музее все есть. А вас нет. И знаете, слава богу, что вас нет. — Я теперь ничего не понимаю. Ни про день рождения, ни про музей. Вы не насчет денег? — Может, у вашего ребенка день рождения? — Он был позавчера... — Вот видите, я почти успела. Так что сегодня в два часа я вас жду у себя в кабинете. Мы сейчас делаем выставку «Современные художники». Так надо. — А кто ее куратор? — Вы. — Я? Так. Послушайте. Я нахожусь сейчас в Выксе, в шести часах езды от Москвы, приезжаю 8 августа. Вы мне можете по смс прислать время и место? — Я смс не понимаю. Сегодня в два вас жду. Ваша Ирина Александровна. * * *
Фотохудожник Лев Мелихов, фотохудожник (звонит девушка): — Вы можете сейчас в Третьяковскую галерею приехать? — Это кто? — Куратор Третьяковской галереи. Я все тут курирую... — А она что — сгорела? — Слава богу, нет. Но тут кое-что нашли на «Черном квадрате», вы должны срочно приехать. Поснимать. — Нормально. Так. Это сколько же нужно в четыре часа утра выпить, чтобы на «Черном квадрате» что-то находить. — Очень надо отснять пятна на «Черном квадрате». Внезапно сегодня появились. Мы в шоке. Малевич истощил все запасы черной краски на планете. — С ума сойти. Пятна? А на вас нету пятен? * * * Искатель неожиданных материалов Олег Татаринцев (звонит разъяренная девушка): — Олег, Олег, вы можете там ругаться потише! Что вы так громко ругаетесь с женой! — С какой еще женой? Я в Сеуле! — У вас в квартире кто-то громко ругается, я столько слов наслушалась! Новых... — Да вы что? Да какой... Я в Корее нахожусь, в Южной. — А кто у вас дома тогда? Бомжей опять напустили, что ль? — Да что вы? Какие бомжи? Какая жена? А кто это говорит? — Ваша соседка Валя, с лестничной площадки. Не могу заснуть. Такая ругань идет в пять утра. Ну-ка, кто у вас дома? — Никто. В Строгине, правильно? Не знаю, где могут ругаться. Я в Корее. Я не ругаюсь. — А чего вы делаете в Корее? Зачем вы вообще там? С какой стати? — То есть как это — зачем? Что это значит? Я не ругаюсь! Какая жена? Какая бомжи? — Все, я поняла. Буду разбираться дальше! * * * . Мастер видео-арта Татьяна Ахметгалиева (звонит парень-«тамада»): — Але, Таня, это Ахмет. Ты так и не приехала к нам на свадьбу, ты еще можешь сейчас приехать? Мы же договорились — 3000 евро за видео. Чтобы все красиво было, в розовых цветах. — Какие 3000? Какой Ахмет? Я не снимаю свадьбы на видео. — Вот прямо сейчас приезжайте. Они еще здесь. — Кто здесь? — Жених и невеста. Мы в ресторане. — Я не в Москве. Если вам интересно, посетите мою галерею, вот и все. — Туда, что ли, всем сейчас пойти? — Нет! Я не понимаю, о чем идет речь. Я не нахожусь в Москве. — Куда нам сейчас всем пойти? По какому адресу? — Я не знаю. Я работаю в Москве с галереей «Риджина». — Это грузинская галерея? Мы сейчас все туда идем. Все ждут и танцуют. И там нас сфотографируют? Мы скажем — что вы приказали. Да? — Нет! Там не фотографируют. Я делаю видео, но другого плана, я делаю видео-арт... — А мы чем плохие, Таня? У нас свадьба, надо, чтоб было всем хорошо. — Здорово! Поздравляю вас! Вы, судя по всему, прекрасные! * * * Перфомансист Таус Махачева (звонит девушка-«соседка»): — Таус, это соседи сбоку. Это у вас змея уползла? — Какие соседи? С какого бока? Я не... у меня сроду не было никакой змеи. Вы ошиблись номером. — Нет, Таус, не ошиблись. По нам тут змея ползает. — Я поняла, это квартира Магомет-Гаджиевых? Послушайте, я не выпускала змею. У меня сроду ее не было. И меня несколько дней нет дома самой. — Соседи сказали, что змея ваша. Не знаю, что у вас там сейчас творится. Соседи сами у вас змей видели. — Кто видел? Да в жизни ни один сосед не заходил в мою квартиру! Я не держу никаких змей и других животных! Ветеринарку, что ли, вызовите. Вы дверь мою видели? Металл! Как через нее змея проползет? Не знаю никаких змей и никаких соседей! * * * Скульптор Андрей Бартенев (звонит девушка, диалог идет полностью на английском языке): — Andrew? Andrew? We are your coats and jackets... (Андрей? Мы твои куртки и пиджаки. Мы висим в шкафу, и нас ест моль. Большая и ужасная.) — Sorry-sorry-sorry, repeat, please. (Повторите.) — We speak English... (Мы говорим по-английски, чтобы она нас не поняла. Мы твои куртки и пиджаки. Ты понимаешь меня?) — Mm... (Ты надела мой пиджак?) — Coats... (Нет, мы — куртки. Мы висим в шкафу.) — Where are you from? (Откуда ты? Просто скажи мне, я не понимаю.) — I'm from Norway. (Я из Норвегии, оттуда родом.) — Okey, okey, you are from Norway... (Это замечательно, Норвегия, но почему ты звонишь мне посреди ночи?) — Сouldn't you... (Ты не мог бы открыть свой шкаф и избавиться от нее? Она очень страшная. Убери ее, пожалуйста. А лучше — убей ее!) — What?.. (Кого ты боишься? Я не понимаю. Почему ты не спишь?) — We don't sleep... (Мы не спим. Мы висим. У нас много времени, чтобы позвонить тебе. Ты очень интересный человек.) — Ahh, about what? (О чем говоришь?) — About the mole... (О моли в твоем шкафу.) — I don't have mole... (У меня нет моли в шкафу. Я в отеле сейчас.) — Are you sure? (Уверен? Проверь шкаф в отеле! Давай! Открывай!) — Very strange... (Очень странно. Это ресепшен? Проверю. Спасибо.) * * * Постоянный участник Венецианской биеннале Ирина Корина (звонит парень с очень длинными паузами): — Ирина... у нас тут запах какой-то странный. — Что с запахом? — Он такой какой-то... — Какой-то — это какой? — Странный. — Не слышу, пожарный? — Нет, не пожарный. Неправильная у вас версия. У вас ничего там не протухло? — Вы знаете, я была дома 12 часов назад, запах был прекрасный. Очень хороший. — А вы не знаете, кто за облезшей дверью? Там нет трупа? — Аааааа... Дааааа... Ооооо... — Да? * * * Очень надеемся, что наши дорогие художники не обидятся на нас за эту маленькую шалость, построенную на сочетании реализма и абсурда. Ведь они сами такие же. Почти все реагировали на звонки так, будто это нечто само собой разумеющееся, почти никто не воскликнул: «Как вы посмели побеспокоить меня в пять утра???», хотя многие как раз спали или, скажем мягко, творчески отдыхали. И, что показательно, все были отзывчивы, стараясь чем-то помочь в меру своего понимания задачи. Нам представляется, что подобный коллективный портрет куда более честен, чем иные некрологи, перечисления регалий, отчеты о выставках или плоские интервью. Художник остается художником в любой реальности, даже в самой абсурдной, и даже в пять утра. |