Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Почему корёжит Россию

За словами «национальное самосознание» стоят очень простые вещи, известные всякому человеку. Но нас больше прочего интересуют основные составляющие любого национального самосознания. Без чего никакого самосознания быть не может.

Осознаёт ли человек, что принадлежит к определённой нации? Имеет ли для него это значение? И что он готов сделать для людей своей нации? Без этих составляющих никакое национальное самосознание существовать не может.

Но абстрактные разговоры о национальном самосознании русских — дело бессмысленное. Кому они нужны? Тысячу лет Россия шла от победы к победе. Даже разгром Руси монголами не остановил триумфального шествия русского народа. Хотя после подобного разгрома десятки других народов, среди которых были великие, впали в ничтожество, а некоторые просто были ассимилированы или исчезли.

От Киевской Руси к Московской Руси, от неё к Российской империи, затем сверхдержава СССР…

Стоп! А на пути этого движения что было с национальным самосознанием русских?

А почему это триумфальное восхождение России на мировой исторической арене закончилось за три дня 1991 года? В этом виноват один Горбачёв и партократы? Или причина в ином?

Если связать воедино эти вопросы, национальное самосознание русских и крах русской империи, то мы увидим, что сначала был крах национального самосознания русских, а потом развал государства русских.

Так вот, имеет смысл проследить, насколько это в наших скромных силах, что было с русским национальным самосознанием на протяжении веков.

Даже сегодня, на обломках СССР, если бы русские были дружны и помнили, что главное для них — это сила нации, мы бы процветали как народ, а не прозябали. Из этой общей силы родится и личный успех каждого. А без этой силы всех вместе и почти каждого в отдельности ждёт катастрофа.

Итак, помни, что ты русский, и помоги русскому. Проще, казалось бы, некуда. Но у русских и с первым, и со вторым большие проблемы.

В нашей печати были ссылки на закрытые опросы 1986 года и опросы сравнительно недавние. Из них следует, что в 1986 году 78% русских считали себя советскими, а русскими — лишь 15%. Даже в наше время только 42% русских считают себя русскими, остальные — россиянами и… советскими. Эти цифры показывают глубину катастрофы, в какую попал русский народ. Хотя есть и обнадёживающие тенденции. Так, по сообщению ВЦИОМ, лозунг «Россия для русских» поддерживали в 1998 году 43% населения, а в 2007 — уже свыше 70%! Цифры дают понять, что русских в России уже большинство, а советские люди и россияне превращаются в русских. При этом ясно, что такая позиция носит характер защитной реакции людей на фактическое неравноправие своего народа. «Россия не должна быть против русских, не для русских!» — так следует правильно читать и понимать данный лозунг.

Но с другой составляющей национального самосознания просто беда. Если русского человека спросить, готов ли он что-то сделать для другого русского, то этот вопрос повергнет его, как сейчас выражаются, в шок. Поразмыслив, русский ответит, что он готов помочь хорошему человеку вне зависимости от его национальности. А ещё может добавить, что заботиться в первую очередь о русских — это национализм или фашизм.

Но если этого же русского человека спросить, в чём успехи других народов России или этнических кавказских диаспор, то он скажет тут же: «Ну как же, они дружные, они помогают друг другу».

То есть забота евреев о евреях, кавказцев о кавказцах — это нормально. А помощь русского русскому — это нечто невероятное и невозможное.

Элементарная, хотя и важнейшая часть самосознания, гласящая, что без помощи единоплеменникам не выжить тебе самому, у русских почти уничтожена.

Когда я работал над книгой, мне позвонил однокурсник и спросил, что за книжку я пишу. Я ответил: пишу о русском национальном самосознании. На том конце телефонного провода — тишина. А потом почти крик моего давнего приятеля, природного русского человека: «Да отвязались бы вы от евреев!» Я говорю: «Серёжа, это книга не о евреях, а о русских». Мой знакомый, между прочим, кандидат исторических наук. Но его реакция показательна. Сочетание слов «русское национальное самосознание» почти пугает русских же людей. А у нерусских часто вызывает нескрываемое раздражение и болезненный интерес.

И дело здесь в том, что слова «русское» и «национальное» стоят рядом. Это — почти неприлично! Почему же эти слова воспринимаются именно так?

Причём с простым человеком ещё можно говорить на эту тему, но с теми, кто входит в элиту в широком смысле этого слова, разговаривать об этом пока вообще невозможно. Они всё ещё интернационалисты. Но проявляется это не в том смысле, что они любят другие народы, а в том, что свой собственный для них чужой.

А потом эти люди удивляются — что же это у нас дела не идут? Ни социализм с человеческим лицом построить не можем, ни капитализм. Не получается ничего! И не получится.

Там, где элита утратила связь с нацией, не может получиться что-либо путное. Национальное самосознание важно прежде всего для лидеров нации. Для тех людей, которые принимают решения, занимают какие-то посты, для военных, чиновников, мэров, губернаторов и бизнесменов.

Если простой человек не может повлиять на ситуацию никак, даже если он очень хочет помочь своим русским, то русские, имеющие власть и деньги, могут многое, а в рамках России могут всё.

Может ли кто-то представить себе великую нацию, которая, не теряя независимости из-за внешнего вторжения, имея во главе страны людей своей, а не иной нации, чувствует себя порой психологически так же, как нации маленьких порабощённых народов? Такая нация есть, это мы, русские.

Некоторые политологи и социологи отмечают, что у части русских сейчас та же психология нации без будущего, какая была, например, у латышей или эстонцев во времена СССР. Вот это и есть одна из основных наших сегодняшних особенностей. Мы, будучи великой нацией, страдаем комплексами неполноценности, присущими нациям малым.

Каждой нации свойственны свои стереотипы поведения. Стереотип — это привычное представление о чём-либо. За столетия у народа накапливаются привычные представления о добре и зле, о том, как надо поступать в том или ином случае. Рассуждая о национальном самосознании, нельзя рассматривать только какой-то небольшой по времени отрезок истории и делать выводы. Необходим анализ всех основных вех на пути развития народа.

Существует неверное представление, что только русские чрезвычайно слабы и недружны, а все другие народы очень уж поддерживают друг друга. Да, русские, не пройдя выучку этнического национализма, утратили чувство взаимопомощи. В этом мы действительно слабы. Но в чём-то мы и сильны до сих пор, и если бы этой силы не было, то и нас, русских, уже не было бы.

Нет такого народа, такой нации, которые не испытывали бы мучительных периодов в истории, когда кажется, что только свой народ ущербен, а все прочие процветают. По-своему очень непростыми были истории всех европейских народов. За периодами могущества следовали падения и катастрофы. Почти все народы прошли в своей истории через страшные гражданские войны. Периоды внешних вторжений, которые ставили эти нации на грань существования, сменялись периодами, когда сами эти народы становились агрессорами.

В бедной, изнуряемой войнами и эпидемиями, нищетой и бесправием большинства населения Европе XV века, например, родился культ Востока, где всё иначе, всё лучше. Культ могущественной Османской империи. Да и нынешнее сознание европейцев, если судить по их литературе и кинематографу, это сознание депрессивных людей, которые одиноки и разобщены, терзаемы разнообразными страхами.

Великий Китай только в последние десятилетия избавился от комплекса неполноценности, да избавился ли в полной мере? Гениальный политик Мао Цзэдун писал, что его первым ясным воспоминанием в детстве был услышанный разговор о том, что Китай опять потерпел поражение, и ему, маленькому мальчику, было очень больно от этих слов.

Величайшей иллюзией нашего времени является восприятие современного мира как мира безнационального. Действительно, процесс глобализации делает мир более единым, но вся известная нам история человечества — это история конкретных народов и наций. И в то, что глобализация приведёт к созданию некой единой нации, одного мирового народа, верится с трудом. Во всяком случае, это будет означать конец естественной истории людей.

Но пока никакого отказа от борьбы за свои национальные интересы в мире не наблюдается. Более того, эта борьба принимает новые и ранее неизвестные формы.

Мир существовал и существует в национальных рамках. Трагедия русского народа во многом определена тем, что нас постарались вывести за национальные рамки, и это отчасти удалось. Но мы видим, как, в условиях борьбы русского народа за выживание, впервые со времён монголо-татарского нашествия столь отчётливо для русских вырисовываются контуры национального идеала: мы должны быть независимыми, мы должны выжить как нация, для этого мы должны объединиться.

Что бы ни происходило далее в современной России, мы скоро увидим, как эти психологические внутренние установки приобретут зримый характер и в политике, и в культуре. Нет такого политического лидера в России, который уже сейчас не считался бы с усиливающимся русским национальным самосознанием. По недальновидности или глупости эти установки считают просто настроением униженного и ограбленного народа. Всё гораздо серьёзнее.

Наша перспектива проста. Или всё закончится окончательной гибелью исторической России или возрождением России национальной.

Александр САМОВАРОВ

692


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95