Как часто вы сталкиваетесь с враньем на работе? У меня было несколько ситуаций, когда люди врали, причем я видела и понимала, что они врут, но поймать их на этом было сложно. Поначалу я злилась втихаря, и думала, что же мне делать, и почему этот человек мне врет. Постепенно я пришла к выводу, что люди делятся на 2 категории: одни врут, потому что они не могут не врать, и вторые — которых врать вынуждает какая-то ситуация или личные чувства.
Это как с детьми. Наверняка каждый из вас (ну или почти каждый) врал в детстве родителям. И врал не потому, что он патологический врун, а просто потому, что хотел что-то скрыть, что-то приукрасить, что-то представить в ином свете. Да и сейчас, в повседневной жизни, кто из нас не говорил, опаздывая на встречу: «Извините, попал в пробку». Или: «У нас не было интернета, поэтому я не смог вам отправить письмо». В среднем человек врет 4 раза в день. Но это легкое вранье, и делаем мы это скорее для того, чтобы поберечь чужие нервы, а не для того, чтобы расстроить кого-то.
А как же быть с серьезным враньем, которое мешает работе. Давайте разберемся, почему же люди врут? Наиболее частые причины:
— Человек не хочет выглядеть в невыгодном свете
— человек не хочет, чтобы его ругали
— хочет избежать скандала
— хочет успокоить клиента/заказчика
Хуже, когда причины такие:
— человек пытается кого-то очернить, чтобы на его фоне выглядеть лучше
— пытается скрыть проваленный проект или сорванные сроки
И все же, если мы предположим, что в основе вранья на работе лежит положительное намерение, то чтобы уменьшить количество лжи, нужно построить доверительные отношения с сотрудниками, самому быть искренним, давать право на ошибку. Ведь первой причиной того, что вам врут, является то, что вы не всегда готовы воспринимать правду. Не стоит давать оценки человеку или его поступкам, иначе вам будут врать, чтобы быть хорошим для вас. И поймите, человек, который врет, тоже себя не очень комфортно чувствует, он настолько запутывается в свой лжи, что ему просто морально становится плохо. Поэтому нужно искать компромиссы. Бесполезно спрашивать человека: почему ты мне соврал, или зачем? Нужно быть немножко психологом, и исходя из ситуации, решить, что делать. Все приходит с опытом.
И как сказал Генрих Сенкевич: Лжет только тот, кто боится.