Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Почему русские режиссеры никому не нужны?

Их фильмы неохотно берут на международные фестивали
«Стадо свиней». 1967. Мийо Ковачич. (из собрания Хорватского музея Наивного искусства в Загребе)«Стадо свиней». 1967. Мийо Ковачич. (из собрания Хорватского музея Наивного искусства в Загребе)

 

Вот вы, русские кинематографисты, даже когда говорите «иностранцы не поймут», все равно ведь задаетесь вопросом, почему ваши фильмы так неохотно берут на международные фестивали и так редко выпускают в прокат за границей? «Иностранцы не поймут» — фраза-оберег, которой пользуются все, от Сигарева до Михалкова, магический заговор, призванный защитить от возможного провала; типа, не очень-то и хотелось, хотя — очевидно — хотелось очень.

В России, когда речь заходит о кино, многие еще живут мифом о великом режиссере, который раз в два-три года выходит из своей пещеры с шедевром, созданным только имманентной силой собственного гения. Это древняя модернистская концепция, которая оставляет в коллективном сознании место только для «Левиафана» и больше ни для чего — следствие очередного (строго по «Первому философическому письму») разрыва связи времен: эпоху постмодернизма в кинематографе наш массовый зритель пропустил, поскольку 1990-е, пик его расцвета, для большинства прошли вдали от кинотеатров.

Идея большого автора возникла в 1940-60-х, когда в кино явились люди с опытом Сопротивления и войны. Этот опыт давал им возможность и право в полный голос говорить о предельных состояниях человека. Кино тогда мобилизовало самых лучших; в мемуарах итальянской сценаристки Сузо Чекки д’Амико послевоенный Рим описывается как город, в котором интеллектуалы из самых разных областей стекались на студию «Чинечитта».

Однако из военного и послевоенного поколения в режиссуре уже не осталось почти никого, и сегодня для кинематографа наступило время не героев, но тружеников — не тех, кто рубит с плеча, а тех, кто строит здания. Сегодня кино, если оно хочет быть замеченным в безграничном потоке движущихся картинок, должно сочетать несколько непременных элементов: талант режиссера, интересную историю, философский концепт (как это всегда бывает, например, у Лантимоса) и главное — фильм должен разговаривать на современном визуальном языке, а это значит, что его автору полагается а) знать, смотреть чужое кино (чего совершенно не требовалось от пионеров вплоть до Феллини) б) знать мировую литературу, живопись и современное искусство. Сегодня режиссер не может жить в пещере — он обязан быть включенным в поток, так как организм кино невероятно усложнился и требует изучения и понимания, а не наскока.

 

«Зима». 1969. Мийо Ковачич. (из собрания Хорватского музея Наивного искусства в Загребе)«Зима». 1969. Мийо Ковачич. (из собрания Хорватского музея Наивного искусства в Загребе)

 

Примитивизм современного арт-кино кино обманчив. Эрудиция и интеллектуальный багаж составляют подводную часть каждого хоть сколько-нибудь значительного фильма, попадающего в программу крупных фестивалей, даже если героями этого фильма становятся продавщицы вафель, деклассированные элементы, наркоманы, уволенные фабричные рабочие — и далее по фильмографии братьев Дарденн.

Тот же Гарроне, который прославился с «Гоморрой (2008) как неоварвар, сегодня снимает «Сказку сказок», изнанка которой — теоретические работы по фольклору, Чосер, «Декамерон», «Казанова» Феллини, Марио Бава, прерафаэлиты и бог знает что еще. Прошлогодний победитель Венеции Рой Андерссон, ретроспектива которого начнется в Москве и Петербурге через неделю — выходец из рабочей семьи, у которого дома было всего несколько книг, но в каждой из своих картин он цитирует огромное количество художников от Ильи Репина до Брейгеля — или не цитирует, а учитывает, создавая собственный оригинальный стиль. В мире, являющем себя через ленты агрегаторов, уникальность художника создается диапазоном оказанных на него влияний; чем их больше, чем они разнообразнее, тем интереснее и полнее произведение, которое такой художник-агрегатор создает.

Когда есть талант и мысли, но нет багажа, получается интересное по замыслу, но скромное по результату «Кино про Алексеева» — роман «В поисках утраченного времени», написанный с использованием словаря в 300 слов.

Дело не в заговоре отборщиков (хотя в этом году некая презрительная мина определенно наблюдается), ни в какой-то особой специфичности русской цивилизации (trust me, она не более специфична, чем итальянская или греческая), не в плохом английском (у Гарроне он тоже не очень) и даже не в чудовищных комплексах отечественных кинематографистов, она — тупо — в отсутствии эрудиции и общегуманитарного образования. Понятно, что проблема системная и ни одна из существующих киношкол — государственных, частных, бессмысленных, выдающихся — этим по разным причинам не занимается. Но есть, в конце концов, самообразование; как только один научился по слогам разбирать гравюры Дюрера, его тут же завалили пальмами и львами — и вовсе не из-за политической конъюнктуры: просто фильмы Звягинцева (как и фильмы Сокурова — при всей различности и даже полярности этих авторов) считываются как сообщения на некоем общепринятом визуальном языке, а многие другие считываются как мычание. И Балабанов, которого так любят представлять угрюмым ксенофобом, был человеком европейской культуры, знатоком европейской и американской литературы, киноманом и любителем живописи — сегодня интерпретацией его наследия во всем мире начинают заниматься не только киноведы, но и филологи.

Энергии, таланта и технологий, как и реальности, совершенно недостаточно; ни одну обезьяну киноаппарат еще человеком не сделал.

Мария Кувшинова

784


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95