Выпуск N 73 от 3 февраля 2003
22.08.2002
А ночью был дождь. Я вспомнила лагерь.
А ночью был дождь. А ночью хотелось дышать влагой и я вышла на балкон голышом и в тапочках.
Сыро и как будто пришло безлетье. Ну и пусть.
Вспомнилась песенка. Знаешь, эта такая дворовая песня, которую исполняют под осеннюю гитару со слезой в горле. А слушают молча, зажав черные чашки чая между коленок, если костер. И если лагерь. И если родители далеко и можно говорить обо всем. Представляешь? Даже про это можно.
Лагерная песня - это когда по горлу и любовь. Любовь до кровавых следов на пятках и самоубийства. И строчки (все не помню):
Позвонишь, скажешь: "мама, не жди"
...
Понимаешь, на улице дождь,
А у нас еще ночь впереди....
А когда дочитаешь стихи,
все пойдет как обычный роман
и заплачешь: "Пусти! Пусти!"
опрокинутая на диван....
И заплачешь "Пусти... пусти...меня..."
опрокинутая на диван.
Будут губы нежны, нежны,
Будут руки искать и ласкать,
И пробьют равнодушно часы,
Первый час твоей женской судьбы
И пробьют равнодушно часы,
пробьют часы
первый час твоей женской судьбы
....
....
Виноват лишь осенний дождь!
Ах, зачем я домой не пошла....
Виноват лишь осенний дождь,
осенний дождь,
Ах, зачем я домой не пошла....
А потом, а потом ты будешь прощаться с друзьями в поезде, плакать, а потом писать на мятом клетчатом листке строчки, чтобы не забыть. Чтобы приехать и спеть дома, кусочек лагерного костра, лагерной романтики, веры, что если положить под подушку намыленное зеркало, то ночью можно увидеть русалку, а если оставить заговоренную конфету, то в палату обязательно придет ночной гном и ее унесет. И вправду, когда ты проснешься после королевской ночи, перемазанная белым ментолом, конфеты не будет. Ее съест гном.
23.08.2002
Сказка "без умысла"
Жил был принц. И все у него было как у принцев: звездоподобные глаза, вертушко-сердечко, холеная коронка с зубцами железными как на консервных банках и королевское высокомерие. Ну как, он просто знал, что он "мальчик-звезда", "лунное дитя", ниспослан на землю, чтобы этих барановых травяных землян уму-разуму учить и т.д. Ну так, скромно все. Просто знал, что ему все знания ниспосланы и он особенный. С щепоткой звездной пыли запазухой.
Жил он так, жил, ходил среди пастухов и рыбаловов, проповедовал и уверял, что "ниспослан он, чтобы научить их, тупорылых дебилов, любить, понимаешь, и вообще, "я - гуру, по вашему учитель"....
И был у него друг. Друга он тоже учил уму-разуму, а друг его любил и уважал. И в то, что он - гуру, свято верил.
И встретилась ему девушка-пастушка. Простая, глупенькая, барашков около королевских сеней посла. Он ее тоже хотел уму-разуму научить, а девушка лишь рассмеялась и принялась его целовать. А ему понравилось.
А потом, потом девушке понравился принцев друг, и она начала его целовать. Ему тоже понравилось.
И ей, почему-то, тоже понравилось.
А принц стал злиться. Ему, понимаешь, девушка понравилась, он, знает точно, особенный, и вообще, звездная пыль блестит еще... а друг ведь обычный, земной баран...
Злился и злился. Ему бы, как особенному, злиться бы не должно: он ведь, по сути ангел, и ниспослан, чтобы любви учить, а не злиться, если любовь получается... но...
И совсем загорюнил принц. Загорюнил, потому что понял: не особенный он.
Не особенный.
А такой же, как и все.
Потому что злиться.
Потому что не может любить просто так, безвозмездно.
Обычный.
24.08.2002
Сочи
Главное правило журналиста: хочешь написать плохо - подожди один день и пиши.
Совок, совок, старый совок... Те же надписи, люди, вещи, фонарные столбы и ДК. Русские - только туристы
Все остальные - абхазцы. Хозяин гостиницы - красноречивый грек.
Ощущение:
от солнца - соленая складка между бровей, которую приходится разглаживать руками.
От природы - мятые листья бананов, лианы-киви, дыни по 5р килограмм, лаваши при тебе и квас - 7р за пол-литра.
А по берегу - бетонный параппетум. А на параппетуме-бордюре гладкими спинками вдавлены камни, вдавлены в виде рожиц животных и птиц.
Развлечение:
два столба на расстоянии. Между столбов-резинка. В середине резинки за руки- за ноги висит человек. Человека прикрепляют железным карабином к песку, резинку натягивают, потом отпускают. Человек испытывает то, что чувствует муха, когда ее бьют резинкой от трусов. Полет подбитой мухи. Очень завариживающе. Мой папа по этому поводу вспомнил старинную русскую забаву - человека связывали, сгинали две березы, к верхушке одной березы привязывали одну ногу, к концу другой- другую. Березы отпускали. Смерть - мгновенна.
Чем мужчина толще - тем хуже летает. А я думала, почему?
Дети:
Дети подолгу сидят в воде. От этого у них синеют губы и дергаются подмышки. Подмышки дергаются у родителей, поэтому они детей из воды выманивают. Происходит это архетипично. Ничего придумывать не стоит. Все уже придумали.
Помните, раньше в деревнях бабки-повитухи, чтобы ребенок легче из женской утробы выходил, выманивали его сахаром?
Тут та же система: берется кусочек пахлавы или хлебушка, заходит папа\мама с приманкой по колено в воду и начинают ребенка выманивать: "гуль-гуль-гуль"
Бизнес:
А по берегу ходят бабушки -женщины с картонками, перетянутые хитро шпагатом, и зычно кричат, аж песок с коленок слетает: "трубочки, сладкие трубочки, печеные тараканы, медии"... Ой, нет, что-то у меня со слухом: "печеные ропаны" и "мидии" она кричала.
А дедушка все ходил и жаловался, что там, на конце пляжа, "голенькие! Я к ним боюсь"
География:
А было тут довольно все плохо: болота и малярийные комары. Но хитрые маленькие мелиораторы насажали эвкалиптов с сосущей корневой системой и завезли крохотных рыбок, любительниц комариной икры.
Я
Наташка играет с надувным мячом в виде глобуса, словно пасынок Наполеона.
Я читаю Руссо и вспоминаю, что именно он уверял светских женщин кормить детей грудью. А Пушкин про него писал так:
Руссо, заметим мимоходом,
Не мог понять, как важный Грим
Смел чистить ногти перед ним,
Красноречивым сумасбродом.
Защитник вольности и прав
В сем случае совсем не прав.
За сим позвольте откланяться
философу в осьмнадцать лет.
25.08.2002
Хорошее отношение к людям
Орел трепыхал задом и норовил сорвать длиннохвостую осоку из-под своих ног. Перед нами ехала девочка Катя - ребенок лет десяти в голубой шляпке с желтым ободком - на Зайце. Заяц вел длинными ушами и трепыхал узкой белой мордой.
Под нами ультрамариновой лилией цвело море, над нами - малохитовым мхом нависали горы. И жизнь ласкалась лошадиной мордой и хрупкими перышками морского ветра....
Выбирала лошадь я долго. Но выбрала самую похожую на себя. То есть - самую непутевую и безбашенную. Орел - молодой мерин. Довольно строптивое и неясное существо с клеймом в виде сердца на левой ляжке. "Ты выбрала себе коня любви.... Кто на нем ездит, обязательно влюбляется" - размеренным клюквенным басом сказал наездник - молодой парень с горными глазами и соленой улыбкой.
"Да, в тебя влюбишься..." - подумалось мне. Красивый, правда. Глядя на этих ребят с глиняным торсом, понимаешь, почему согласно истории столько молодых барышень и княгинь влюблялось в конюхов. Крепкие, сильные, смелые, словно литые, горцующие на четвероногом существе, красивее и вольнее которого нет ничего в природе. От одного взгляда,в котором отражается горное небо, хочется упасть с лошади или стать строптивой и недоступной, чтобы он тебя укрощал как своего Барона.
Мой папа ехал впереди на белом коне. Но на принца Айвенго он был похож едва ли: больше всего его фигурка напоминала заставку программы "Уроки испанского" - там где старый мерин с Дон Кихотом и маленький ослик Санчо Пансо.
Наташке повезло больше всего: она ехала на одном молодом бароне с голубоглазым наездником. Ее маленькие ножки не доставали до стремян, поэтому одну ее на лошадь не посадили.
И вот, когда мы взобрались на гору, на привал, и я довольно строптиво спрыгнула с Орла, а мои ноги остались в форме скобки, я поняла, - ох, как же я поняла все коллизии и перепитии художественной литературы!
Боже... я ехала на лошади всего 3 часа. По преимущественно иноходью, иногда галопом, - правда в фазу я с ним так и не попадала.
... но, представьте! Вы только представьте, что несчастные рыцари, баронессы, крестьяне, посыльные преодолевали путь длинною 20-40, а то и больше километров на лошадях, верхом.... сутками не слезая с лошади... О, ужас! И тогда, и тогда вы поймете очень много душевных травм и случайных происшествий, усталость и душевное смешательство героев романов, драм, сонетов, которые с трудом могли ходить после долгого путешествия.
26.08.2002
Морнебо
а в небе....
в небе есть все оттенки. Нет цвета, которым бы не владело небо. Его нет.
Подковы радуг разогнуты. Кто-то заботливый пришил их желтыми стяжками к кайме перспектив.
Я думаю вслух. Меня слушают чайки прежде чем черными галочками - будто фломастером - упасть в море.
Я говорю громко сама с собой.
порывисто, иногда плачу, иногда глухо всхлипываю и снова забываю, что меня беспокоит.
Вот уже пять дней, а я так и не разобралась в себе.
Я смотрю на малиновых чаек - холодных птиц - и мне становится страшно: безлюдный пляж и морские тени. Я одна и только тоненькая палочка выводит на плоскости гальки имена любимых. Движение ладони - их нет. Очередь за мной.
27.08.2002
Cмогу
Смогу ли я как она?
Смогу ли я?...
Представляешь, я беру твою душу, ласкаю, провожу руками, пальцами по самому нежному, выпестовываю сокровенность... а потом... потом бросаю об рифы, потом снова прижимаю к груди и губами оставляю на ней соленые узоры. Томить, причинять боль, страдания, убаюкивать осторожность и предрассудок... И ... снова об рифы. Бесконечная пытка.
Смогу ли я как она создать совершенную форму твоей души? Смыть весь сор, сгладить неровность... придать тебе крайнюю чувственность?
Ведь она может... Морская волна делает это веками.
Но она сильная... эта волна. Я?
28.08.2002
Как Церетели получил Премию за крокодильчиков
Ну да, был такой грузинский художник Зураб Церетели. Начинающий. Подающий надежды. Его и пригласили оформить детскую площадку в санатории "Адлер". Он и оформил. Так оформил, что дали ему в 1970 г. Ленинскую премию. 100.000 р. Сто тысяч в семидесятом году.
Он и уехал. Куда? Правильно, в Москву. Работать, работать и работать. Переехал в Москву на радость ее жителей. До сих пор радуются.
За что?
Я видела эту площадку. Я на ней была. И?
Знаете, я бы тоже дала ему Ленинскую премию. Даже под угрозой, что он может переехать в Москву.
А теперь, что за площадка?
Обыкновенная такая площадка. Подумаешь: фигурки рыбок, крокодильчиков, мозаикой фонтанчики выложены.... А за нее - Ленинскую премию. За крокодильчиков - премию.
А теперь, представьте: 1970г. Вся страна живет одной датой: 100 лет со дня рождения В. И. Ленина! Что ваяли? Бронзовых Ленинов, гипсовых ленинов, плюшевых ленинов, стальных ленинов, глиняных ленинов, литых ленинов.... А тут - крокодильчики....
Далее. С 1965 г вся страна начинает болеть фантастикой. Научной. Лемм, А. Толстой, Кир Булычов. "Человек может летать! В космос! К другим планетам! Девочка Алиса! Ура!"
И тут, начинающий грузинский художник берется строить детскую площадку. Он строит.... нет, он не просто строит. Он оформляет пространство. Представляете? Ни какую-нибудь тебе глыбу в форме заячьей головы... А "оформляет" пространство! То есть: и фантанчики, и скамеечки, и огромные черепахи.... все в одном стиле. Все из одной сказки. И не из бронзы или меди - чтобы детей не пугать. А из смальты! Цветной, красивой такой, как карамельки на солнце!
И это в Адлере, где солнце - 200 дней в году. И под водой.
И фантаны выложенные цветными стеклышками, как горлышками бутылок.
И замысловатые рыбы с пестрыми боками, и красный-красный пучеглазый крокодил с доброй улыбкой, по которому можно бегать и который ничего не скажет. Только улыбнется. И черепаха...
И город рыб... Фантан словно блюдо... Страна каменных рыб с полчеловека. Сюр. Фантастика. Церетели.
А потом... на другом конце санатория (!) в том же стиле целый аквапарк! это большое пространство, заполненное водой, с мозаичными перемычками, по которым часами могут бегать дети. А под ними вода. А в воде - цветные пуговички смальты. А посередине - огромный коралл с разноцветными витражами. И в них - солнце. И кажется, будто ты не девочка Саша, которая приехала отдыхать с мамой, а кажется, будто ты - Алиса на третьей планете.... Инопланетная радость.
Полюбила Церетели.
Ваша А.И.Шевелева