Когда мне грустно, я мечтаю. Когда мне скучно, я мечтаю. Я мечтаю во время вечерних прогулок, перед сном, в транспорте. Придумываю несбыточные сюжеты, где я спасаю всех из пожара, или параллельные вселенные, где у меня богатая и любящая семья, или, наоборот, где все настолько плохо, что пробивает на слезу от сострадания к себе.
«Будущие лётчики» (А. Дейнека, 1938)
Мечты, синонимичной значением со словом «цель», в осознанном возрасте у меня никогда не было. Это мое взвешенное решение – не мечтать о реалистичном. Объясню почему: в приземленной мечте наиболее привлекательное – ее наличие и отдаленность от того, где я нахожусь сейчас. Путь, проложенный до цели, и путешествие по нему станет на определенный период смыслом моей жизни (я человек увлеченный и азартный). А в конце пути… меня в любом случае будет ожидать разочарование.
С одной стороны, я могу осознать, что мечта слишком далека от того, чтобы быть воплощенной, а довольствоваться меньшим я уже не смогу, оглядываясь на приложенные усилия и жить в ожидании желаемого. С другой стороны, я дойду до цели и, зная особенности моей психики и реакций, обесценю важность достигнутого и посчитаю, что потратила время и ресурсы неоправданно.
Уверена, что так работает не у всех, но для меня мечта, равнозначная цели, сулит излишнюю концентрацию на одном деле и риск упустить другие возможно. «Не класть все яйца в одну корзину» у меня точно не получится.
Так как же мечтаю я, зачем и почему?
Важное предисловие: я осознаю, что мечтания – мой способ эскапизма. Однако, меня это устраивает. Такие занятия я воспринимаю, как способ оставаться в тонусе и не перегружаться от страшных новостей и однообразной рутины.
Итак, сейчас я покажу своих «скелетов в шкафу» - расскажу про мои излюбленные сюжеты и попробую выяснить, какие желания за ними стоят.
1. Я спасаю толпу людей из пожара (про это я уже упоминала).
Сюжет: Большое строение (обычно воображаю мой университет). Сидим всей группой на паре. И тут громкое, визжащее объявление о пожарной тревоге:
«ВНИМАНИЕ! Покиньте здание и не поддавайтесь панике».
Сначала, все, конечно, не переживают. Думают, проверка сигнализации. Но все же медленно встают, бредут к двери и начинаю улавливать запах задымления.
Теперь уже все паникуют, бегут к выходу, начинается хаос. Я в толпе. Выходим на улицу и ищем глазами друг друга. Выясняется, что кого-то не хватает.
И тут мой выход: бегу обратно, вывожу всех людей и в конце еще прихвачу с собой заблудившуюся в стенах горящего университета кошку (это для драматизма). Вываливаюсь вся в пепле и с кошкой на руках. Меня все хвалят и благодарят, но я скромно иду к метро.
Конец.
Комментарий: этот сюжет мне необходим, когда я начинаю чувствовать себя бесполезной и ненужной. Я мечтаю, как всем помогу и люди вокруг осознают важность моего существования. Гиперболизирую масштабы возможного, потому что это не накладывает никакой ответственности (ничего из того, что я бы действительно могла сделать). Я создаю иллюзию, в которой мне комфортнее находиться какое-то время.
Более того, зачастую мое чувство ненужности беспочвенно. Следовательно, мне нужно лишь успокоиться.
Этого я достигаю.
2. Все признаются мне в любви.
Тут вариантов развития событий множество, но поделюсь моим любимым.
Сюжет: Собиравшись на вечеринку, выхожу из дома. Время примерно 5 вечера. Пока иду до метро, получаю восторженные взгляды прохожих. У людей на улице над головами бегущая строка, отображающая их мысли. На ней написано, что я самая красивая и стильно одета.
Придя на мероприятие, конечно, получаю улыбки и восторг в качестве приветствия.
Ближе к вечеру, когда все уже немного выпили, кто-нибудь зовет меня на разговор, где под ночным весенним небо признается мне в чувствах и рассыпается в комплиментах.
За вечер таких «разговоров» желательно несколько.
После я, приятно уставшая, еду домой.
Комментарий: логично предположить, что этот сюжет мне необходим в моменты упадка самооценки.
Но это совсем не так.
Напротив, к мечтаниям такого рода я прибегаю, когда мое самолюбование пробивает потолок.
Я нуждаюсь в одобрении (возможно, в поклонении) со стороны всех окружающих меня людей, чтобы моя самооценка становилась все выше, выше и выше.
Я хочу получать подтверждение моей красоты и харизматичности.
Естественно, требовать этого от близких я не могу. Поэтому я тешу свое эго мечтами и, как уже писала выше, успокаиваюсь.
3. Я попадаю в аварию.
Сюжет: Не так важно, под какую машину я попаду. Ключевые моменты: я не сильно пострадала, а переживают за меня сильно. Лежу одиноко в палате, читаю книгу. Стук в дверь – пришли друзья, принесли апельсины (так как я ни разу не была в больнице, думаю про апельсины. В фильмах обычно приносят именно их). Мы недолго общаемся, а их глаза полны сочувствия и беспокойства за меня. Уходят. Дальше еще несколько визитов. К концу дня апельсинов так много, что они падают с прикроватной тумбы.
Комментарий: Я слышала много историй от знакомых, как в детстве они представляли свои похороны после ссоры с родителями. Я тоже так делала: мама и папа плачут на моей маленькой могиле и осознают, как жестоко они со мной поступали.
Конечно, будучи воспитан в здоровой, теплой семье, вряд ли будешь о таком мечтать. У меня в окружении хороших семей и нет.
Возвращаясь к фантазиям об аварии: когда думаю об этом, в глубине души мне зачастую одиноко, хочется сочувствия и сострадания, а в такой ситуации я бы это точно получила.
Вполне возможно, что такие мечты – следствие явных травм и незакрытых потребностей. До момента, пока это упрощает жизнь и не вытягивает меня из реальности, я отношусь к ним спокойно. Но все же стараюсь ими не делиться с окружающими…
Как говорится, помечтали и хватит.
Софья Власова