Читаю книгу Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект» (понадобилась для учёбы). И вдруг всплывает моя любимая тема — о том, что необходимо как можно раньше выяснить склонности человека, чтобы развивать его талант.
В очередной раз убеждаюсь, что живу в правильное время. Это ведь действительно важно, когда у человека есть возможность раскрыть свой потенциал. Сколько людей по всему миру ненавидят свою работу, и как бы изменилась наша жизнь, если бы каждый занимался своим делом…
Мы сейчас во многом стараемся копировать Запад, но часто делаем это бездумно, во вред себе. Это как с уроком взросления, который преподал мне в детстве один хороший человек:
Сейчас ты как губка впитываешь всё, что можно, а нужно впитывать только то, что нужно!
К нашей нынешней ситуации это подходит как нельзя лучше. Не следует повторять за Западом всё подряд, надо брать только лучшее. Чтобы не получилось как с ЕГЭ — подхватили систему, которая на Западе провалилась.
Уж если идти по пути копирования, то брать пример с Японии. Это люди, которые возьмут что угодно и доведут это до степени искусства. Конкретный пример — производственная система «Тойота». Японцы взяли за основу советскую научную организацию труда и совершили экономическое чудо, которое теперь распространяют по всему миру, в том числе и в России — заводы Дерипаски активно применяют эту производственную систему.
Нынешняя система образования России далека от совершенства, и, если её необходимо дорабатывать, почему не начать с обучения учителей начальной школы — учить их выявлять таланты или склонности детей к чему бы то ни было?
Перестроив систему подобным образом, будем получать на выходе если не гения, то отличного специалиста в своей области. С чётким пониманием возможных векторов дальнейшего развития. Человека, увлечённого своей работой, своей деятельностью. В идеале получим качественный скачок уровня жизни в стране.
Изменения необходимы, потому что сейчас все дети видят себя в будущем успешными блогерами и не обращают внимания на действительно полезные и нужные профессии. Исчезает разнообразие, мир становится плоским, как экран смартфона. Нам нужно научить детей видеть всю красоту и глубину окружающего мира во всех его проявлениях, в том числе в самореализации
через трудовую деятельность.
Интересная система определения способностей у детей предложена в книге Бориса Акунина «Азазель». Научившись использовать подход, применяемый в школах леди Эстэр, мы сможем сделать сам процесс обучения детей более интересным и эффективным.
Практически все школьники говорят о том, что им в школе скучно. Из-за скуки они и новую информацию усваивают хуже и теряют интерес к школе. Всё это можно легко изменить, составив так называемый профиль ребёнка. Давать ему знания в соответствии с его интересами, постепенно расширяя их и дополняя новыми дисциплинами. Но ничего не навязывая, аккуратно — так, чтобы ребёнок сам хотел новой информации и более сложных задач.
Мудрец сказал:
Найди себе дело по душе — и тебе никогда не придётся работать.
Найти своё призвание, заниматься своим делом — настоящее счастье. А главная задача родителей — научить своего ребёнка быть счастливым.
Иван Клочко