Песни протеста сейчас записывают многие, особенно в сегменте альтернативной музыки и рэпа. Нельзя не заметить их востребованности, но в целом она куда ниже, чем у подпольного русского рока 80-х. К слову, некоторые зрители по инерции требуют оппозиционности именно от рок-героев тех времён, забывая, что музыканты предпенсионного возраста (за редким исключением) давно успокоились, отошли на умеренно консервативные позиции и посматривают на борзую непуганную молодёжь в лучшем случае с сочувствием. При этом на гастрольную афишу группы «Порнофильмы» бывшие бунтари должны смотреть с завистью, а на содержание их песен - с ужасом. Подмосковный коллектив не только поёт на самые острые темы, но и встречает полное понимание у нового поколения, которое раскупает билеты на концерты тура и. судя по всему, учит композиции наизусть: из семи песен 30-минутного альбома «Это пройдёт» шесть находятся в топе прослушиваний Яндекс.Музыки.
И это несмотря на то, что: 1) группа носит дурацкое легкомысленное название, никак не соответствующее тематике её творчества; 2) солист Володя Котляров внешне не похож ни на панка, ни на рок-звезду, ни вообще на музыканта - в свои 32 уроженец Дубны (город физиков-ядерщиков) выглядит, как какой-нибудь аспирант; 3) «Порнофильмы» придерживаются здорового образа жизни, не одобряют алкоголь и предпочитают вегетарианскую пищу. Нетипично для панков, но и к этому жанру команду причисляют скорее по инерции: для них больше подошло бы определение «альтернатива», причём в широком смысле - в музыкальном, поэтическом, мировоззренческом...
«Порнофильмы» не добились бы успеха только благодаря резким стихам - хотя тексты, конечно, впечатляют невероятной смелостью, с которой Котляров обрушивается на тех, кто не даёт России стать нормальной страной. В песнях есть юмор, но нет глубокомысленных намёков, цинизма и снисходительной иронии. Вместо этого «Порнофильмы» демонстрируют отчаянные и искренние эмоции, не допуская фальши - вот почему поклонники им верят. Плюс ко всему лидер группы ещё и талантливый сонграйтер: запоминающиеся мелодии, явно выходящие за рамки панк-канонов, вкупе с яркой подачей могли бы ему обеспечить успех и вне протестной ниши, однако эффективность фронтмена Котлярова повышается, когда он верит в то, что поёт.
В песне «Это пройдёт» Володя яростно и звонко рисует трагическую картину особого пути, ведущего в тупик, а в припеве зажигает лучик надежды: «С пакетом мокрым на голове, с электрометками на руке моя Россия сидит в тюрьме, но верь же мне - это пройдёт!» После столь отчаянного гимна следует трек с распевным рефреном «Дядя Володя, закрути нам гайки» - и это песня как бы про ремонт велосипеда. «Нас догонит любовь» ехидно повествует о влюбившемся в оппозиционерку росгвардейце, при этом мелодия куплетов похожа на «Он был старше её» «Машины времени», а припев отдаёт должное панк-року. В «Чужом горе» «Порнофильмы» переходят на хард-роковые скорости, бешено и прямо в лоб критикуя инертных и равнодушных граждан. «Звёздочка» - тот самый единственный трек, отстающий от остальных по числу прослушиваний: видимо, публика пока не распробовала эту странную смесь из летовских интонаций, романтического содержания и какой-то необъяснимой болезненной нервности. Котляров, впрочем, тут же предпринимает ещё одну попытку обойтись в песне без политики, и благодаря запоминающейся мелодии номер «Доброе сердце» оказывается удачнее предыдущего трека. В финальных «Уроках любви» кто-то услышит влияние Егора Летова, а кто-то - душевного шансона, но главное, что песня тоже очень привязчива.
Алексей Мажаев