Запрет на курение в общественных местах, поездах дальнего следования и на платформах вокзалов внес раскол в российское общество. Не страдающие пагубной привычкой люди наконец-то в полном смысле слова вздохнули с облегчением: теперь их не отравляют табачным дымом. Курильщики же поминают законодателей недобрым словом. Можно ли найти "золотую середину", чтобы и некурящие люди не задыхались от никотинового смрада, и курящие не чувствовали себя обиженными?
Закон не запрещает
Заядлые курильщики пытаются найти замену привычному табаку, переключившись на электронные сигареты. Приобрести их можно и на "запретной" для курильщика территории - в здании железнодорожного вокзала. Владельцы расположенных здесь многочисленных киосков, похоже, смекнули, что на их продаже можно хорошо подзаработать. Купить электронную "соску" можно и в любом вагоне-ресторане или у проводника вагона, заплатив порядка 250 рублей, тогда как в магазине аналогичная продукция стоит в два с лишним раза дешевле.
В компании E-styler, поставляющей электронные сигареты и комплектующие к ним, подтвердили, что в прошлом году поставили для РЖД более 100 тысяч штук изделий. А в Федеральной пассажирской компании (ФПК) сослались на то, что такие изделия абсолютно легальны, закон не содержит запрета на курение электронных сигарет в поездах. Вместе с тем, в компании подчеркивают, что хотя закон напрямую не запрещает употреблять такое изделие и в самом вагоне, проводники рекомендуют курильщикам использовать электронную сигарету исключительно в тамбуре, дабы не мешать попутчикам.
Что же касается воздушных ворот Нижнего Новгорода, то, как сообщила Анна Айзенштадт, пресс-секретарь международного аэропорта Стригино, "попыхтеть" электронной сигаретой не возбраняется. Для традиционных же курильщиков рядом с аэровокзалом оборудовано специальное место.
На борту воздушного судна электронными сигаретами точно не получится попользоваться перед началом полета, а во время него все зависит, как сообщает Анна Айзенштадт, "от компетенции авиакомпаний, непосредственно выполняющих перевозки".
Потрафили пассажирам
По оценкам московского отраслевого журнала рынка электронных сигарет и никотиновых испарителей Nicotiana, объем рынка одноразовых и заправляющихся электронных сигарет в России составляет 12 миллионов долларов. По данным экспертов, из 43 миллионов российских курильщиков около полутора процентов (примерно 600 тысяч человек) уже отдают предпочтение электронным сигаретам. Способствуют "переориентации" любителей табака и наши транспортные компании. Пример они берут с западных коллег, которые уже пошли дальше, решив потрафить своим пассажирам. Так, одна из крупнейших бюджетных авиакомпаний Европы - ирландская Ryanair приобрела у изобретателя электронных сигарет китайского бизнесмена Хон Лика технологию их производства и сейчас выпускает свою дымную продукцию. Электронные сигареты она продает прямо на борту своих воздушных судов. Насколько их популяризация может сослужить добрую службу, у экспертов вызывает сомнение. Да и насколько безопасны для здоровья электронные сигареты, многие тоже сомневаются.
- Мировое сообщество только накапливает данные о потреблении электронных сигарет. Эту продукцию или запрещают вовсе, или регулируют, как медицинские изделия. В нашей стране пока над тем, регулировать ли рынок электронных сигарет, еще думают, - отмечает сопредседатель Российской антитабачной коалиции Дарья Халтурина.
Эксперт, считает, что прилюдное раскуривание в вагоне поезда можно расценивать как стимулирование к потреблению табачной продукции, особенно если курильщик едет с детьми. Поэтому сейчас антитабачные активисты планируют добиться от РЖД и ее "дочки" ФПК, в частности, четкого определения мест для курения электронных сигарет.
- Категорический запрет не решает проблему. Полагаю, что она могла бы быть разрешена путем, например, выделения для курения нескольких специальных тамбуров (не в каждом вагоне, а в одном-двух на состав), - предлагал бывший глава РЖД Владимир Якунин.
Но сам реализовать это он не успел.
Сейчас можно видеть, как на каждой станции на перрон из вагонов высыпает чуть ли не половина пассажиров поезда, они судорожно "смолят" свои сигареты, а потом чуть ли не на ходу запрыгивают в вагоны… Чаще всего такую картину можно наблюдать, когда стоянка поезда всего 5 минут (а бывает, и 1 - 2 минуты), и искать отведенное место для курения у жаждущих табака просто нет времени. На небольших станциях, где это происходит, как правило, и дежурного полицейского нет. А если и есть, то справиться с таким наплывом курильщиков он не в состоянии. На дымящих же электронными сигаретами можно и не обращать внимания…
Ольга АБРАМОВА.
Комментарий
Елена ЯКУШИНА, начальник сектора обеспечения коммуникационной деятельности службы корпоративных коммуникаций ГЖД - филиала ОАО "РЖД":
- В зданиях вокзалов, в поездах дальнего и пригородного следования, на пригородных платформах курение запрещено без исключений, о чем имеются предупредительные знаки. В то же время в Нижегородской области есть железнодорожные пассажирские платформы смешанного типа (на платформу прибывают как поезда дальнего следования, так и пригородные поезда), курение там не запрещено федеральным законом. На крупных станциях организованы специальные места для курения, расположенные на расстоянии 15 метров от здания вокзала, о чем имеются навигационные указатели.
В пути следования поезда пассажирам разрешено курить электронные сигареты. Делать это разрешено только в тамбуре с нерабочей стороны вагона, так как отдельные компоненты электронных сигарет (наполнители) содержат вещества, которые вызывают аллергию и другие неприятные ощущения.
Пассажиры могут приобрести электронные сигареты во всех поездах формирования Горьковского филиала и других филиалов АО "ФПК". Вся продукция, поставляемая в поезда, имеет сертификат соответствия.
К сведению
Напомним, с 1 июня 2014 года курение сигарет и иных табачных изделий в гостиницах, ресторанах и кафе, поездах дальнего следования и судах дальнего плавания запрещено законом 15-ФЗ "О защите граждан от вредного воздействия табачного дыма". Кроме того, курить сигареты с табаком запрещено на вокзалах и перронах, в аэропортах и в самолетах, вблизи детских учреждений, госучреждений, больниц и поликлиник, на детских площадках. За курение в неположенном месте для граждан предусмотрен штраф от 500 до 1500 рублей, штраф от 10 тыс. до 20 тыс. рублей - за аналогичное нарушение для должностных лиц и штраф от 30 тыс. до 60 тыс. рублей - для юридических лиц.
Компетентно
Валерий ВОСТРЯКОВ, заместитель главного врача Нижегородского областного наркологического диспансера, психиатр-нарколог высшей категории, психотерапевт:
- В основе принципа работы электронной сигареты лежит ингалятор. При затяжке, которую делает курильщик, микропроцессор передаёт на испаритель сигнал, нагревательный элемент включается в работу, загорается светодиод, изображая тление. Жидкость из картриджа превращается в пар. Электронная сигарета - альтернатива обычному табаку, главным преимуществом курения которой (в основном это преимущество для окружающих) является отсутствие едкого дыма и угарного газа. Вместо дыма там - пар, точнее - испарение от пропиленгликоля. Такие сигареты, как это принято считать, не отравляют окружающую среду. Однако это не доказано. К тому же, меняя обычную сигарету на электронную, курильщик не избавляется от никотинового рабства. Из тех, кто перешел на электронные сигареты, увы, мало таких, кто расстался с вредной привычкой. Они эффективны лишь как промежуточная стадия, так как все же содержат синтетический никотин. Иными словами, электронные сигареты не панацея. И за благими намерениями производителей стоит чистой воды бизнес, и основная задача их - извлечение прибыли. К тому же распространение электронных сигарет - это, по сути, поддержание положительного отношения к курению. Немаловажно и то, чем заряжен картридж. А его можно зарядить чем угодно, в том числе и спайсами…