Существуют вещи, которые делать не хочется никому и никогда. Так уж заведено, что выполнение определённых дел сродни душевной и телесной муке, божьей каре, наказанию свыше. Но всегда ли можно сменить «не хочу» железным «надо», как на то с детства напирают родители?
Уроки не хотел делать никто.
Пылесосить на кухне – тоже.
Выносить мусор – однозначно.
Но чем старше становишься, тем чаще осознаешь необходимость выполнения некоторых вещей. Чаще всего, бывает, уже после того, как упустил какую-то возможность. Каким образом научиться заставлять себя приступать к работе, чтобы потом не жалеть?
Не делал уроки – не сдал ЕГЭ и не поступил в вуз.
Не пылесосил кухню – привык жить в крошках и с мышами.
Не выносил мусор – пригласил дружить ещё и тараканов.
Сильно обжегшись о суровую жизнь, человек часто зарекается впредь выполнять все задачи вовремя и как следует. Он составляет графики и планы и первое время тщательно их выполняет – а затем перегорает. Как суметь поставить чёткую цель и неотступно ей следовать?
Я буду делать уроки – стану умным, затем богатым, потом счастливым.
Я буду пылесосить – на кухне станет приятно находиться, мама будет рада.
Я буду выносить мусор – остатки мышей затравлю лично, как и тараканов.
Раздаётся тройное «как, почему, разве». Ответа получить не выходит.
Особенно внимательно присмотреться к проблеме помогло недавнее прошлое, когда круг друзей и знакомых фактически рассыпался по разным городам и вузам, преподнося каждому изменения и физические, и душевные. Кто-то с живостью рвался в новую атмосферу, кто-то с неохотой, а большинство – с равнодушием. Но по окончании пары лет картина становится яснее и яснее.
Есть люди, исправно посещающие занятия и даже любящие своё дело. Таких меньшинство.
Есть люди, исправно прогуливающие учёбу и сосредоточенные на заработке. Таких чуть больше.
Есть люди, почти совсем не ходящие в университет, но и не работающие. Таких много.
При совмещении этих типов получается, конечно, взрывная смесь.
И родитель задаётся вопросом: а зачем было вообще поступать? Зачем столько стараться, платить репетиторам, строить планы?
И сам студент задаётся вопросом тоже: что мне сделать, если в печёнках такая учеба? Если неинтересно? Если просто влом?
И поди рассуди, кто прав и кто не прав!
Что делать? Бросать ненавистную учёбу, отправляясь работать на полный рабочий день и устраивая свою жизнь без диплома? Или пытаться досидеть положенный срок за партой, безуспешно борясь с нежеланием вставать с кровати утром и с соблазном не выпить три бутылки вечером?
Пример с университетом – лишь один из сотни сложнейших ситуаций, возникающих попеременно в разные моменты жизни.
И ведь никак не определишь, чего в человеке больше – лени или органической непереносимости. Не поймёшь, как справиться – оставить на произвол судьбы или приложить все силы, чтобы перевоспитать и направить на верный путь. Не осознаёшь, что от человека зависит по сути очень немногое. Очередной экзистенциальный тупик, намёк на выход из которого никто и никогда не найдёт.
Нужно, чтобы щёлкнуло. А лучше всего щёлкает сама жизнь.
Борис Поженин