Смотря на современную моду отдавать детей на занятия английским языком с детства, иногда даже до школы, я невольно вспоминаю свой путь к изучению и, как сейчас кажется, довольно хорошему знанию этого языка. Мне повезло, так как удалось полюбить это занятие – главный фактор при обучении чему-то новому и полезному.
Специально иностранным языком я не занимался вплоть до 10-го класса: всё шло само. Во многом, как сейчас понимаю, помогали видеоигры: довольно большое количество слов я запомнил именно оттуда, а также способы произношения, постановку речи, интонации. Само собой, нецензурные формулировки на английском – тоже оттуда. Я очень это любил.
В нашей школе английский язык в преподавании шёл стабильно по-дурацки. Преподаватели не могли заинтересовать, пичкали теорией и общими формулировками правил, заставляли зубрить. У самих учителей, кажется, любви к предмету не было, а соответственно, и желания кого-то научить. Преподаватели иностранного менялись раз в год: кто-то уходил работать в музей, кто-то выходил замуж. Никто не давал английский как следует, а я изредка читал учебник и немного понимал. Это тоже любил.
В самых старших классах, решив попробовать заняться серьёзно, я отправился к репетитору, которая за два года смогла дать мне невероятный объём знаний. Лишь трудом заинтересованного, горящего любовью к предмету преподавателя я как ученик был обязан сдаче экзаменов и поступлению в университет. В вузе меня ждала не менее прекрасная преподавательница, которая кроме систематического закрепления знаний помогла чувствовать язык на настоящем уровне: юмором, личными историями, ситуациями и т.д. Я полюбил и своих преподавателей, и этот язык – теперь уже навсегда.
Сейчас, уверенно зная и понимая иностранную речь, могу со своей невысокой, но основательной английской колокольни сказать, что было для этого необходимо:
Не талант, не предрасположенность, не зубриловка.
Не репетиторы с пяти лет, не иностранные учебники, не порталы в сети.
Не школы с уклоном или постоянное чтение иностранной литературы.
А просто – любовь.
Любовь к какому-то предмету, виду деятельности, занятию определяет не только потенциальную возможность овладеть новым навыком, но и побуждает желание к совершенствованию.
Любить – значит учить. Любить – значит заниматься и стараться. Любить – значит знать.
Сейчас я стараюсь полюбить ещё один иностранный язык, чтобы выучить. Уверен: полюбив, я всё преодолею. Любовь уже наклёвывается. Это – радостно. А на место словосочетания «иностранный язык» поставьте любое другое слово – и научитесь этому. Только сначала – полюбите.
Но всегда помните, что насильно мил не будешь.
Борис Поженин