Потери — неотъемлемая часть жизни. Мы теряем с детства и до старости — вещи, друзей, любимых, родителей. Любая потеря — это тяжело, будь то поломка любимой игрушки, исчезновение старого друга, развод или смерть близкого. Как пережить такую ситуацию? Есть ли универсальный рецепт или каждый следует своим путем?
Единого рецепта, как пережить потерю, нет. Вернее, есть такой рецепт — переживай так, как можешь вынести, любые способы хороши. Поэтому их так много: кто-то замыкается и впадает в депрессию, кто-то начинает пить, кто-то переключается на новое дело, новых людей, новые впечатления, а кто-то бежит.
И вот о бегстве как способе пережить большую трагедию вышла книга Дэна Гемайнхарта «Койот Санрайз. Невероятная гонка на школьном автобусе»1. Папа и его двенадцатилетняя дочь вдвоем путешествуют на старом школьном автобусе по всей Америке, останавливаются, где хотят, едят бургеры, никуда не торопятся и живут в свое удовольствие.
Книга, которая начинается как увлекательный дорожный роман, очень быстро становится драмой, в которой отец и дочь бегут от не отпускающей их боли. И бегут они уже пять лет.
Пять лет назад, когда Койот Санрайз была семилетней Эллой, в автокатастрофе погибла ее мама и две сестры. И жизнь девочки тоже закончилась в этот момент. Отец поменял имена в паспортах — стал Родео, а она выбрала имя Койот,— продал дом, купил старый школьный автобус, который стал их домом. Родео и Койот теперь живут, предоставленные сами себе, не заводят друзей и ни к кому не привязываются.
Койот очень одинока и не по годам рассудительна — совсем как Джелиза-Роза из «Страны приливов», точно так же повзрослевшая в результате похожей трагедии. Все начинает меняться в тот момент, когда Койот забирает на очередной заправке маленького котенка — и это становится первым шагом к возвращению к самим себе.
Автору удалось довольно легко рассказать об очень сложных вещах — о переживании потери взрослым и ребенком. А мы в свою очередь решили поговорить с психологом, насколько методы, используемые в книге, применимы в реальности.
Детский и семейный психолог, сказкотерапевт Светлана Филяева так комментирует эту историю: «В результате прочтения книги ты получаешь важный совет — от боли бежать нельзя. Иначе ты теряешь себя, теряешь то, что было. В тот момент, когда папа превратил их в Койота и Родео, не справившись с слишком сильной болью, он убил и себя, и своего оставшегося в живых ребенка.
Эти новые люди начинают жить по новой философии: «Куда ж это годится — нуждаться в чем-то, что ты можешь потерять». И отправляются в действительно увлекательное путешествие по Америке: каждое утро они теперь просыпаются в новом месте, встречают на рассвете разных животных, пробуют новые бургеры и такос, купаются в красивых секретных местах, рассказывают друг другу сказки и читают книги. В общем, делают все, что приходит в голову, но не говорят о главном.
Трагедия в том, что в это путешествие отправляются только их оболочки, они становятся призраками дороги. Эта история — метафора. В реальной жизни такое проживание потери было бы невозможно: не существует таких слишком понимающих бабушек, отпустивших семилетнюю внучку с сумасшедшим отцом непонятно куда и насколько.
Но в книжной реальности это пятилетний путь к себе через понятные в психологии стадии: отрицание, гнев, депрессия, принятие. Через пять лет что-то меняется — и образы постепенно обретают цвета, герои возвращаются к реальности. И начинается это с первого постоянного попутчика и нового члена семьи — маленького котенка Айвана.
Метафоричны и попутчики, вдруг начавшие градом сыпаться на путешественников после того, как в их жизни появился котенок. Каждый из них иллюстрирует свой подход к решению проблемы: кто-то дает правильный совет, кто-то просто умеет слушать, а кто-то может «прожить» с тобой момент отчаяния и боли.
Это отличная возможность для подростков переключиться с собственного эгоцентризма на переживания за других
Бегство от боли в книге передано очень верно. Отец и дочь в прямом смысле бегут, чтобы только не болело. Но важно как раз соприкоснуться с этой болью, чтобы почувствовать себя живым. К пониманию этого они приходят, вернувшись на место трагедии.
Еще один реалистичный момент — это отношение Койота к Родео: забота и попытки уберечь его от страданий. Отношение как к своему ребенку. Такое действительно происходит в жизни, когда родители ищут поддержку и ресурс в оставшемся ребенке, не понимая, что так делать нельзя. Что оставшийся ребенок тоже потерял — потерял мать и сестер — и ему нужен любящий папа, чтобы справиться с потерей.
А ребенок или вынужден быстро повзрослеть и взять на себя заботу о родителе, или остается в одиночестве, потому что отец не может отвлечься от трагедии и видит в нем погибших сиблингов, то бесконечно страдая, а то впадая в ярость.
И, конечно, если взрослый человек не справляется с потерей, необходимо обратиться к психологу — помочь и взрослому, и ребенку поддерживать друг друга, а не меняться ролями или, что еще хуже, не стать новой потерей еще при жизни».
«Койот Санрайз. Невероятная гонка на школьном автобусе» — это отличная возможность для подростков переключиться с собственного эгоцентризма, со своих мыслей и чувств на переживания за других, она однозначно развивает эмпатию через постоянные разговоры героев о любви и о том, как не сделать больно другому человеку.
Эта история может помочь читателю пережить горе. Потому что при огромной потере стоит пользоваться любыми методами, в том числе книготерапией, в которой литературное произведение становится помощником, собеседником и ресурсом.
Ася Дунаевская