Фатализм мне, в общем-то, чужд, но в первый раз я, девочка из учительской семьи, подумала, что от судьбы не уйти, когда в очередной раз сломя голову бежала к шестому за день ученику, хотя недавно получила диплом журналиста.
Моя бабушка всю жизнь преподавала математику, мама по первому образованию - учитель начальных классов. С самого раннего детства я знала, что у мамы с бабушкой есть второй дом - школа. А по вечерам "второй дом" сливался с первым, потому что наступало время частных учеников. Они приходили к нам. Я смотрела на груды тетрадей, требующих проверки, на бесконечные планы, бесчисленные пособия и учебники, и когда стадия подражания моего детства прошла (то есть мне надоело играть в учителя с плюшевыми медведями), я твёрдо знала, что педагогом не буду ни в коем случае. Подумав о том, какая профессия может сочетать в себе мои любовь к языку и отвращение к скуке, я выбрала журналистику.
На втором курсе журфака мне отчаянно понадобилась подработка. В то время моя подруга начала преподавать русский и литературу в частном порядке и была очень довольна своим доходом и процессом вообще. Мне хотелось быть такой же довольной, а язык я всегда знала хорошо. И нашла себе первого ученика.
...Нет ничего более постоянного, чем временное.
После окончания университета репетиторство стало моим основным занятием. В то время как одногруппники пребывали в ужасе от того, что в Иркутске спрос на журналистов куда меньше предложений (да и предложения эти - так себе для молодых ребят с амбициями), и метались по собеседованиям, я с удовольствием работала с ребятишками и чувствовала себя вполне на своём месте. Более того, я поняла, что это приносит мне не только деньги, но и мощное вдохновение, и это было главным и неожиданным открытием.
Стоит заметить, что мой первый опыт преподавания был не совсем удачным и приятным. Мальчик, которого я нашла себе в ученики на втором курсе, оказался ленивым, грубым и, признаться, глуповатым. Не самый лучший подопечный для первой преподавательской практики. Для меня было даже неожиданно узнать, что его оценки действительно исправились после пары месяцев занятий - мне казалось, я не смогла с ним сделать ровным счётом ничего. Мы распрощались перед новогодними каникулами, а потом его мама сообщила, что пока они не имеют возможности продолжать занятия, и я потеряла их из виду.
Потом была еще пара учеников по объявлению, а дальше в небольшом городе заработало сарафанное радио. В последний год моего преподавания в Иркутске у меня было 17 учеников. По пять-шесть человек ежедневно. И всем им я, к счастью, смогла помочь - так или иначе.
Больше всего мне нравится видеть итог своей работы. Я не могу делать что-то абстрактное, не приносящее пользы, удовлетворения и очевидного результата. Когда ребенок начинает показывать дневник с четверками и пятерками вместо двоек и троек, когда начинает разбираться, чем отличается классицизм от романтизма и украдкой вытирать слёзы после "Песни о собаке", когда понимает, что и у него может получаться то, что всё никак не давалось, - я чувствую огромный прилив энтузиазма. Да, уходит много времени на подготовку к занятиям, да, "на выезде" дорога отнимает много времени, которое можно было бы использовать с большей пользой, да, преподавание эмоционально утомительно, но факт того, что ты смог кому-то помочь, сделать что-то полезное и нужное, все перевешивает. Это явилось бы аргументом не для всех, но для меня - да. К тому же дети дают возможность посмотреть на мир своими глазами, и это прекрасно хотя бы потому, что сам-то ты уже постепенно начинаешь забывать, что такое детский взгляд на жизнь.
Зачем вообще приходят к репетиторам? Очевиднее всего - для того чтобы подготовиться к экзаменам, к поступлению или просто подтянуть успеваемость, если до экзаменов еще далеко. Но на этом список побуждений не заканчивается. "Чтоб хоть чем-то занят был". "Наш папа хочет, чтобы мы учились только на пятёрки". "Я пишу книгу, но мне не хватает грамотности", - это самые запомнившиеся поводы, по которым ко мне обращались как к репетитору. И если в последнем случае у нас получилось долгое и плодотворное сотрудничество, то в ситуациях, похожих на первые две, мы, как правило, прощались через какое-то время, вне зависимости от достигнутого результата. Потому что мотивация и контакт очень важны.
Вообще это сложный вопрос - работать ли с уже замотивированными и заинтересованными детьми или же твоя задача - эту мотивацию привить. Я считаю, что прежде всего надо стать ребёнку другом, и это само по себе станет побуждением к учёбе. Это действительно работает. Но те, кого на занятия засунули насильно, дружить чаще всего не хотят. Да, удаётся договориться: мы с тобой делаем то-то и то-то, ведь нужно научиться тому-то и тому-то. Соглашаются, но настоящего контакта не получается, даже если получается результат. Тогда я успокаиваю себя тем, что в таком случае главное - хоть что-то суметь донести. А не суметь нельзя - на тебя рассчитывают.
Вопрос о том, нужен ли ребёнку репетитор вообще, тоже сейчас вызывает споры. С одной стороны - вспоминаю - очень мало моих сверстников ходили на дополнительные занятия, и все сдали экзамены, выросли людьми, сейчас занимают хорошие должности. А с другой - тогда и требования были ниже, и проходные баллы меньше. А ещё было меньше возможностей. Сейчас, когда для ребёнка есть разнообразные программы, факультативы, секции, когда рынок дополнительных образовательных услуг наполнен всем, чего душа пожелает, родителям, конечно, хочется взять для своих детей самое лучшее, то, чего они, скорее всего, были лишены в своё время. И почему бы не подтянуть ребёнка по предмету, если есть такая возможность, даже если в крайнем случае без этого можно было бы обойтись.
Но как бы то ни было, задача хорошего репетитора, помимо донесения материала, - найти баланс между запросом родителей и потребностями и особенностями ребёнка. Быть человеком, способным к эмпатии, а не ходячим пособием по предмету.
...Сейчас, в Москве, у меня не так много учеников - я в этом городе всего пару месяцев, да и жизнь прибила меня к берегам "ЭргоСОЛО". Захотелось коллектива, захотелось разнообразия, захотелось быть полезной кому-то ещё. Но с теми, кто остался в Иркутске, я продолжаю поддерживать теплые отношения, а с теми, кто появился здесь, - выстраивать. И, надеюсь, успешно.
Наталья Александровна Папенко