Фестиваль современного танца Финляндии прочно оккупировал Новую сцену Александринского театра в Петербурге. Трехдневный мини-форум по финскому контемпорари, вместивший в себя лекции, кинопоказы, мастер-классы и спектакли, провел Вадим Каспаров, основатель фестиваля Open look. Ольга Федорченко посетила спектакль «Анна Каренина» и убедилась в неправоте анекдотов про горячих финских парней.
Танцспектакль «Анна Каренина» продолжительностью один час в Петербург привезла танцевальная компания Каари и Рони Мартин. Не претендуя ни на русскую духовность, ни на оригинальную проработку важнейших эпизодов романа, авторы предложили задуматься над вопросом, «что значит быть женщиной в современном обществе».
Театральный зал трансформирован в банкетный ресторан: огромный стол, застланный белой скатертью, буквой «П» опоясывает сценическое пространство, на нем расставлены тарелки, на которых куски льда охлаждают булыжники. Музыканты наигрывают что-то приятно-незатейливое, разжигающее аппетит. Этот квартет, играющий в стилистике «Свадебно-похоронного оркестра» Эмира Кустурицы, и является, пожалуй, главным автором спектакля, ибо основные эпизоды романа Толстого пропущены через его ироничное прочтение.
Финская «Анна Каренина» — это досужие разговоры в ресторане под щемящий перебор гитары и рыдания скрипки, под звон бокалов шампанского и разглядывание танцующих пар. Это обыденная история, рассказанная точно такими же обывателями, которые заполнили театральный зал.
Анна эту пластическую фразу подхватит, Каренин переспросит, Вронский отмолчится, и фраза, пульсирующая в мозгу героини, повиснет без продолжения. Затем ее сомнет клоунский выход музыкантов и растопчет охочая до танцев публика, прокладывающая диагонали танго через объятия главных героев. История Анны и Вронского будет муссироваться за столом, на столе, вокруг стола и под столом. А поступки Анны и она сама будут перемыты в буквальном смысле слова досужими завсегдатаями. Развязка придет внезапная и беспощадная, в жестоких дробях фламенко, которые со всей страстью выплеснут холеный красавчик Вронский и величественная в своей замкнутости Анна.
Прощальные телеграммы, которыми они обменяются в ритмах фламенко, запечатает ироничным постскриптумом свадебно-похоронный оркестр в финальном выходе парада-алле. А объявленный распорядителем заключительный dance macabre участники спектакля станцуют так пронзительно-истово и с таким глумливым надрывом, что расхожие анекдоты о сдержанном финском темпераменте пора сдавать в макулатуру.
Ольга Федорченко