Сейчас Александр «Ресторатор» Тимарцев ассоциируется в первую очередь с проектом «Versus Battle» - он организовал серию рэп-баттлов, которые в какой-то момент вырвались далеко за пределы субкультуры: о победе Гнойного над Оксимироном сообщили даже федеральные телеканалы. После этого мода на рэп-баттлы приобрела какие-то пугающие масштабы, однако быстро сошла на нет, и словесные битвы хип-хоп-исполнителей вернулись на исходные позиции: поклонников у них стало больше, чем «до Гнойного», но кратковременный всплеск всенародного интереса к явлению завершился. Баттлы продолжаются, однако о них больше не пишут национальные новостные сайты. И слава богу.
Одним из явных плюсов падения ажиотажа вокруг рэп-баттлов стало возвращение Ресторатора от организационной работы к творчеству. Некоторые, вероятно, и не знали, что Тимарцев и сам является, так сказать, практикующим рэпером. Многие думали, что это богатый скучающий продюсер, направо и налево кидающийся миллионными предложениями об участии в рэп-баттле какому-нибудь Гуфу. Заблуждения непосвящённых объяснимы: Ресторатор не выпускал собственных пластинок с 2016 года, когда вышел альбом «5 бутылок водки». Потом несколько лет, видимо, было не до этого, но в 2020-м Александр представил «Непопулярное мнение».
Иногда такие паузы даже полезны, они дают возможность перезагрузиться и выработать новый свежий взгляд на творчество. Впрочем, мы тут можем судить только со стороны публики, от лица которой я могу провозгласить, что для 2020 год альбом звучит весьма нетипично. Может возникнуть ощущение, что Ресторатор пропустил в развитии жанра не четыре, а все 15 лет, - настолько олдскульно звучат эти его восемь треков. И в данном случае эта старомодность нисколько не разочаровывает - напротив, именно она и даёт это ощущение свежести и нетипичности. А мы ведь знаем, что Ресторатор на самом деле ничего не пропускал, ибо «по долгу службы» он как раз всё это время слушал новых рэперов в огромном количестве. Выходит, что, познакомившись с этими толпами юных гениев и борзых фрэшменов, Тимарцев укрепился в убеждении, что свой рэп нужно делать совсем по-другому. Без надуманного эпатажа и неразборчивого пафоса. Без тинейджерской бравады и вымученного умничанья. Зато с болью, тревогой и искренностью. Как «Каста» в 2002 году, только с более вольной лексикой - которая, впрочем, почти не режет слух. Ресторатор, может быть, не самый великий мыслитель и поэт в этом жанре, зато у него хорошая дикция, чувствительное сердце, правильные идеи и умение внятно донести их до слушателя. К тому же рамки «олдскула» не мешают ему быть довольно разнообразным: чтобы в этом убедиться, можно послушать треки «Спасательный круг», «ОК, бумер» и «Мама».
Алексей Мажаев