От чего зависит результат воспитания любимого чада? Почему довольно часто, родители искренне не понимают, откуда берутся проблемы детского характера и отношений «отцов и детей». Вопрошая «в кого ты только такой уродился?», мы задаем вопрос, адресованный самим себе, ибо из ребенка получается именно то, что закладывают в него родители генетически и в процессе его роста и развития. Прямо и косвенно мы влияем на формирование характера ребенка своим собственным примером, складом личностей, манерой общения с ним, запретами, требованиями, мерой свободы и ответственности, которую даем маленькому человечку.
Если у Вас не складываются отношения с вашими детьми, поверьте, вы не одиноки! Многие родители расстраиваются и впадают в уныние, когда теряют контроль над поведением своих детей. Исследования в области психологии воспитания, да и сама практика семейных отношений, показывают, что некоторые устоявшиеся стереотипы воспитания и подходы в отношениях с детьми, не приемлемы. Как же всё-таки избежать самых серьёзных и распространенных ошибок воспитания?
Не наказывайте строго. По статистике 90 процентов родителей не считают, что нельзя бить своих детей. Однако, психологи настаивают на том, что родители, наказывая своих детей слишком строго, совершают грубейшую ошибку. Согласно последним исследованиям, дисциплина эффективна лишь в том случае, если она умеренна. Например, целесообразно давать ребенку больше свободного времени, не отказывать ему, когда он просит сделать перерыв в какой-либо работе или учёбе, не одёргивать его постоянно по всякому поводу.
Не придирайтесь к ребенку. Если вы думаете, что постоянные придирки заставят вашего ребенка делать только то, что вам нравится, ещё раз хорошенько подумайте. Ведь мозг человека склонен игнорировать однообразные и скучные команды. Скорее всего, придирки лишь ухудшат поведение вашего ребенка, у него выработается стойкий психологический барьер, который очень трудно будет устранить в дальнейшем.
Не идите на компромисс. Если вы придерживаетесь каких-то правил, будьте готовы им следовать твердо. Конечно же, это не значит, что нужно установить армейские порядки в воспитании своих детей. Но вместе с тем, ребенок должен понимать, что если вы сказали «нет», это действительно значит «нет» . Тогда ваш ребенок поймет, что истериками и капризами своего не добьешься.
Не предостерегайте ребенка сверх меры. Безусловно, ваш святой долг — оберегать ваше любимое чадо, но не менее важно позволить ребенку хоть иногда учиться на своих собственных ошибках. Логика этого совета такова: не предостерегать ребенка постоянно, а научить его понимать, что если в жизни он потерпит какую-то неудачу, совершит ошибку и оступится, то он должен уметь извлечь из этого определенный урок.
Не перехваливайте ребенка. Очень важно для стимулирования хорошего поведения ребенка хвалить его за примерное поведение. Однако, если одобрять любой его поступок, есть опасность свести на нет похвалу, как эффективный метод воспитания, так как ребенок перестанет понимать, за что собственно вы его хвалите, или начнет преувеличивать свои возможности.
Не напрягайте детей учёбой. Конечно, знания важны, но распространенная ошибка родителей в том, что они отдают предпочтение готовым знаниям, и пренебрегают творческим мышлением ребенка. Исследования психиатрии указывают на то, что если родители будут чрезмерно наполнять голову ребенка готовыми фактами или знаниями, то научить ребенка думать творчески будет очень сложно. В то время, как именно способность мыслить творчески может помочь ребенку отказаться от бесполезных идей, найти правильное решение проблемы или верный путь в жизни.
Не пренебрегайте чувствами. Очень важно, чтобы ребенок умел владеть своими чувствами, и, в тоже время, не боялся их выражать. Одна из распространенных ошибок в воспитании детей заключается в пренебрежении чувствами своего ребенка. Например, когда родители запрещают ему плакать. Гораздо лучше выразить ребенку сочувствие, чтобы он знал, что родители его понимают.
Старайтесь воспитывать ребенка в процессе его интеллектуального образования в подростковом возрасте. Ведь воспитание и образование — это две составляющие единого процесса становления личности молодого человека. Особенно важно стараться тщательно подбирать для подростка достойную литературу. Ведь на процесс воспитания и интеллектуального развития личности подростка очень сильно влияют книги нравственного содержания, при этом незаменимыми будут и романы Толстого, и психологические повести Достоевского, и даже некоторые книги Солженицына, — вся та литература, которая помогает противостоять злу и стремиться к правде и справедливости.
Вопрос воспитания — это не только область повседневного быта или психологии общения. Это область, требующая философского подхода и серьёзных размышлений. Многие философы уделяли вопросам воспитания особое место в своих трудах. Так, например, известный русский философ Иван Ильин, именем которого представлена философия русского зарубежья, считал, что ребенка надо беречь и не пугать его страхами наказания, но вместе с тем не баловать ребенка и не потакать его капризам.
Цель родителей — сделать так, чтобы душа ребенка впитала как можно больше любви, радости и положительных эмоций.