Тема школы неисчерпаема. Задумывались ли вы, какую роль она сыграла в вашей жизни? Думаю, без труда найдутся как плюсы, так и минусы. У меня получилось по 2 аргумента за и против. И мне хочется ещё раз на эту тему высказаться, поскольку у каждого из нас за плечами есть десяток лет, повлиявший на нашу жизнь и мировоззрение.
Общеобразовательная функция
Обучение чтению, письму и основам математики удачно совпадает с возрастом, когда ребенок ещё не отбился от рук, ответственно относится к домашним заданиям и словам учителя. И это повод быть благодарным школе, которая совершенно бесплатно (если не считать расходы на канцелярию) помогает усвоить то, что потом пригодится любому взрослому, например на работе.
Вообще-то эту функцию могли бы выполнять и наши родители. Папа научил меня читать в 4 года, и уже тогда я даже рассказывал наизусть небольшой отрывок из «Евгения Онегина». Но школа помогает детям закрепить эти базовые знания, и даёт столь ценную практику.
Умение мыслить и решать задачи
Позднее ситуация ухудшается, так как появляются странные и сложные предметы. Как раз в это время многие мальчики начинают много гулять на улице, прокуривать свои мозги и набираться плохих привычек от друзей. С девочками чуть лучше, но я не об этом.
Вы наверняка согласитесь, что многие предметы в школе непрактичны. Тригонометрия, физика, химия нередко вызывают у школьников и их родителей недоумение. Как это поможет в бизнесе или, скажем, на шахте? Но не всё так просто.
На самом деле пользу приносят не столько полученные в средних классах знания, сколько навыки решать задачи. В это время, если всё-таки что-то делать, а не просто греть место за партой, развиваются память, мышление. Именно это делает нас грамотными.
Оценочная психология
И всё-таки мне не нравится, что в школе практикуется оценочная психология – учителя поощряют к соперничеству и зависти. «Петечка молодец, равняйтесь на него, а ты дурак, садись, двойка». В итоге Петечку начинают клевать завистники, он переживает, стоит ли ему после всех насмешек выделяться умом или слиться с серой массой. А если всё-таки решает, что будет и дальше стремиться хорошо учиться, может начать думать, что важны сами оценки, а не знания. Отсюда – списывание, подсказки и прочие вредные по своей сути вещи.
А ещё – выходит такой парадокс, когда большего успеха в жизни добиваются не отличники, а троечники. Я далёк от мысли мерить успех размером банковского счёта, но не к этому ли поощряют учителя, когда агитируют учиться? Однако выходит так, что отличники и хорошисты, попав во взрослую жизнь, ожидают к себе особого отношения, переоценивают роль грамотности или же думают, что смысл их жизни – выполнение чужих заданий. В то время как бывшие троечники успешно развивают бизнес.
Комплексы
И, конечно, унижение со стороны некоторых преподавателей развивает в детях комплексы. Для таких стран, как Россия и Украина, это достаточно распространенная проблема. И ненужные стрессы в связи с контрольными, экзаменами, ЗНО и просто банальными ответами у доски.
Помню, как один профессор в вузе рассказывал об эксперименте, когда физическое состояние школьников замеряли во время урока. Учительница выделила время сначала на опрос учеников, а затем – на новую тему. Но оказалось, что к концу урока внимание на ее словах концентрировал только один ученик. Кто-то «выпал» из-за ответа у доски, кто-то из-за никотинового голода, кто-то – по иным физиологическим причинам. Но самое ужасное – какой стресс вызывала у ребенка пауза при фразе «К доске пойдё-о-от…»
Что-то не так с этой системой… Хотя лично я школе и благодарен за очень многое.
Кирилл Жихарев