В офис меня привёз Н.С. Черняев. Там меня уже ждал Тигран Артёмович Мамиконян.
Мы поздоровались так, будто знакомы сто лет.
Тигран Артёмович забросал меня письма с предложением делать версию «СОЛО» на армянском языке. У меня много возникло по этому поводу сомнений. Все наши иностранные версии, кроме английской, успехом не пользуются. Для Украины мы сделали. Два-три человека — за три месяца. Иврит создали — всего 256 зарегистрированных, а закончили 25 человек. И это почти за год.
В Армении «СОЛО на клавиатуре» прошли 16 человек (английскую версию), русскую — восемь! Всего восемь. За несколько лет было всего чуть более двух тысяч зарегистрированных, но они не стали учиться. Где гарантия, что будет много учеников? Боюсь, что мы выпустим версию на армянском языке, потратим на это много сил, времени, энергии, а заниматься будут всего пять-шесть человек.
Сам Тигран мне понравился. Милый, спокойный, ровный, добрый, неравнодушный, искренний, думающий и славный парень. Приятно иметь дело с таким человеком.
Он сказал, что подумает.
День прошёл быстро. Диктовал дневник. Разговаривал с Маратом Рауфовичем и другими сотрудниками, а к семи вечера поехали с Николаем Сергеевичем в «Ноев ковчег». Там встреча с Еленой Владимировной Толкачёвой. Она была, как всегда, доброжелательна и внимательна.
Мы отмечали выход книги «Ораторское искусство» и обсуждали возможность переиздания (с большими исправлениями и добавлениями) «Гимнастики души».
Обед (а может быть, это ужин?) получился прекрасным.
Слаб человек, слаб. Пока мы ехали в ресторан, я про себя говорил: «Не вздумай обжираться, всего по чуть-чуть, понемногу. Ты худеешь. У тебя диабет. Тебе многого нельзя».
Слаб человек, слаб.
Я не удержался и съел прекрасную (невероятно дорогую!) рыбу. Осетрина таяла во рту. Два салата уничтожил в мгновение ока. А на десерт…
Слаб человек, слаб.
А на десерт я попросил «Пражский торт». На пирожные и тортики эндокринолог мне запретил даже смотреть, а я его слопал за несколько секунд.
За обедом-ужином мы обсуждали работу издательства, вспоминали вагриусовских сотрудников. И наш разговор продолжился, когда мы отвозили Елену Владимировну домой, на Преображенку.
Снег, заносы, тихо. Где-то в 11 я приехал домой.
Сейчас половина первого. Сегодня 87 новых читателей у книги «Курить, чтобы бросить!».
Долго сегодня (забыл об этом написать) говорил по телефону с Русланом Юрьевичем Кореняком. Это он готовил ответ Росгвардии на моё обращение по поводу продвижения «Курить, чтобы бросить!».
Некий Н.Н. Рябчиков, начальник главного управления Росгвардии по работе с личным составом, подписал письмо, подготовленное Р.Ю. Кореняком.
Мне сообщили, что моё предложение доведено до личного состава Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Неправда это. Почему я так утверждаю? Да потому, что если бы так сделали, то хотя бы одно письмо в качестве отклика я бы получил. А нам не пришло ни одного отклика. Даже в небольших организациях, где 200-300 человек, бывает несколько откликов.
А тут Росгвардия. По данным Википедии, в Росгвардии 340 тысяч сотрудников. Следовательно, около ста тысяч курят. Да-да, примерно одна треть работающих в любом коллективе курят. И чтобы ни одного отклика? Да быть такого не может.
Я думаю, всё иначе. Письмо моё дошло. Его зарегистрировали (не сомневаюсь, в Росгвардии по бюрократической линии полный порядок: всё учитывается, регистрируется, запоминается и фиксируется). Показали помощнику большого начальника (самый большой начальник там — генерал армии В.В. Золотов). Тот и расписал его Н.Н. Рябчикову. И уже Н.Н. Рябчиков поручил своему подчинённому подготовить ответ.
Поэтому я и получил вот это послание:
Можно в это послание не вчитываться, там всё нормально, благопристойно, вежливо, аккуратно. Письмо твоё получено, тебя благодарят, даже хвалят за твою гражданскую позицию. Что ещё тебе надо?
Тебе надо, чтобы люди перестали курить?
Тебе надо, чтобы о твоей книге узнало как можно больше народу?
Но мало ли, что тебе надо. Нам надо, чтобы ты не мешал работать. У нас не хватает дел, а мы отвлекаемся на твои письма. Жуть.
Человек или функция?
Конечно, функция.
Отчего так происходит? Да в школе плохо учат и воспитывают. Да-да, ещё в школе многих детей приучают к отговоркам, к неправде, к отпискам, а то и к мелкой лжи («я дома забыл дневник», «я не записал домашнее задание», «я дома оставил тетрадь», «у меня бабушка болела»).
Сложности нашей жизни объясняются просто — плохой работой современной школы.
Вечером, как всегда, знакомился со списком новых читателей онлайн-книги «Курить, чтобы бросить!» (всё надеялся, увижу там сотрудников Росгвардии — увы) и рассматривал фотографии новых учеников по «СОЛО на клавиатуре», надеясь там увидеть сотрудников Росгвардии — увы…
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P.S. Да, все беды нашей сегодняшней жизни — это результат плохой работы министерства образования (просвещения). Министры меняются, проблемы остаются.
Я тысячу раз писал, что этим нужно заниматься серьёзно. Требуется основательная реформа всей системы просвещения. Основное внимание — детским садам, там закладывается основа всего. В школе самые главные классы — начальные.
Только один пример. Есть разница между девочками и мальчиками второго класса и десятого? Задаю глупый вопрос? А почему тогда и во втором классе, и в десятом урок длится 45 минут?
Давно пора отменить все домашние задания. Хорошо бы и отметки не ставить: двойки, тройки, четвёрки, пятёрки. Достаточно словесной формы: молодец, отлично, хорошо, пока не удалось, не получилось…
Мне все скажут, что это нереально и невозможно. Я улыбнусь. В своё время Александр Наумович Тубельский (был такой знаменитый директор школы в Москве) всё это сделал на практике. И у него получалась.
Школа, которой он руководил, представляла собой уникальный театр.
Фестивали, смотры, самоуправление… Открытость, взаимность между учителями и учениками. Школа самоопределения.
О такой школе можно только мечтать.
Стоит зайти в любую школу и поинтересоваться, в какой степени компьютерная грамотность (включая слепой десятипальцевый метод набора) освоена учителями и администрацией школ. Учителя отстали от учеников. И боюсь, что не только по компьютерной части. Но это уже отдельный разговор, и как-нибудь я напишу по этому поводу две-три заметки.
Авторская школа — за ней будущее.
Ни в чём так не открываются ум и глупость, как в оценках.
Симон Львович Соловейчик (1930-1996), педагог, журналист, писатель