В прошлом году в России были отмечены рекордные продажи британских автомобилей класса люкс — как сообщило представительство марки, было продано более 300 авто, каждое из которых стоит не менее 35 млн рублей. Возникает сразу несколько естественных вопросов: кто и зачем покупает такие дорогие автомобили, как они используются, почему экономический спад не затронул этот сегмент рынка.
— Среди наших клиентов — как частные лица, прежде всего состоятельные предприниматели, так и корпоративные покупатели, — рассказали «МК» в российском представительстве британского премиум-бренда. — Очевидно, что крайне редко складывается такая ситуация, что клиент покупает автомобиль этого класса при ограниченном бюджете, поэтому даже в условиях экономической турбулентности наши покупатели редко пересматривают планы приобрести автомобиль. Более того, мы регулярно сталкиваемся с необходимостью расширения квот для российского рынка, а по ряду моделей и модификаций в последние годы вынуждены бываем ставить клиентов в лист ожидания.
В 2021 году рост продаж составил почти 50%, причем Россия стала крупнейшим рынком для британского «автолюкса» в Европе и третьим в мире (после рынков США и Китая). По словам представителя марки, большинство автомобилей приобретается юридическими лицами и ставится на учет от имени корпораций. Вот только далеко не все 300 проданных гипердорогих «членовозов» мирно работают в персональных или корпоративных гаражах, развозя по рабочим или личным делам важных персон. Как выяснилось, «карьера» значительного числа люкс-машин теперь — куда более беспокойная: они приобретены для арендного бизнеса или использования в качестве дорогого такси.
— Схема простая, — поделился с «МК» Дмитрий Рогов, менеджер одной из столичных компаний по прокату лимузинов. — Машина сдается в прокат посуточно либо по часам. Цена — в зависимости от модели, лимузин дается в прокат с водителем и стоит дороже, внедорожник будет без водителя и обойдется дешевле. Понятие «дешевле» относительное: меньше 70 тысяч рублей за сутки не получится. Депозит, который оставляешь компании — до 400 тысяч, это страховка от мелких повреждений или грязи. Бывают клубные карты, типа постоянной подписки.
По словам собеседника «МК», до достижения окупаемости агентство автомобили не держит: достаточно окупить разницу между новым и одно- двухгодовалым лимузином и выйти в прибыль. Эту задачу действующие тарифы вполне решают. В возрасте двух лет подобные авто обычно продаются приблизительно за 40% стоимости нового аналога на момент перепродажи. Эта оговорка важна — к примеру, за последний год автомобили почти всех ценовых классов подорожали в среднем на 40–50%, а значит, перепродажа «устаревшей» двухлетней машины позволяет вернуть затраченные на нее когда-то деньги полностью.
— Удивляться нечему: у нормальных инстаграмеров с сотнями тысяч подписчиков рекламный доход вполне позволяет окупить аренду такой машины, — рассказывает сотрудник прокатного агентства. — Естественно, в договоре аренды четко прописывается бережная эксплуатация: никаких танцев на каблуках на капоте или опасного вождения. Тем не менее очень многие «инста-девушки» берут машины люкс-класса напрокат, просто чтобы показать свою успешность соответствующими декорациями.
Наконец, есть и третий сценарий использования люкс-автомобилей в прокате: их используют для поездок на важные переговоры, встреч VIP-клиентов в аэропорту. Правда, таких клиентов несколько меньше, чем «свадебных», но зато они стабильны и приобретают клубные карты. Речь, как правило, о корпорациях. Фактически эти лимузины — как сервис, а не как конкретная «железка» — являются «персоналками» топ-менеджеров. Которые, что немаловажно, не подпадают под описываемое при банкротстве или аресте имущество.