С появлением на рынке услуг такси электронных сервисов и безналичной оплаты проезда любые мошенничества в этой сфере, казалось, должны были бы исчезнуть. Но не тут-то было: всевозможные «бомбилы» по-прежнему не прочь урвать больше, чем на самом деле стоит поездка. Обманутыми оказываются как клиенты, так и провайдеры, предлагающие сервис такси.
«Сбой в программе»
Клиент заказывает машину через один из электронных сервисов и планирует расплатиться банковской картой. А затем слышит в телефоне голос таксиста, который говорит примерно следующее: «Я уже у подъезда. Но произошел сбой в программе, и «безнал» не проходит. Вы готовы оплатить наличкой? Цена не изменится. Либо вызывайте другую машину». Как правило, клиент соглашается. Если есть наличность, кому захочется ждать другой автомобиль?
«В этом случае пассажир не пострадает, - рассказывает таксист одного из популярных сервисов Алексей. – Просто, получив заказ от провайдера, водитель вскоре сообщает ему, что клиент по той или иной причине отказался ехать. Например, запросил детское кресло, которого нет. Или оказался габаритный багаж. Заказ отменяется. При этом транзакция не успевает произойти, то есть деньги остаются на карте клиента. Затем водитель отключает приложение, становясь невидимым для провайдера. Отвозит клиента, а наличку забирает себе».
Впрочем, ушлые водители таким способом стараются не злоупотреблять, так как регулярные внезапные исчезновения с поля зрения приложения не останутся незамеченными. Обычно такой способ используют поздним вечером, при плохой погоде или когда начальная и конечная точка находятся далеко друг от друга. Словом, когда у заказчика нет времени вызвать кого-то ещё, и он готов заплатить даже больше, чем обычно.
А иногда внакладе рискует оказаться и пассажир. Ему водитель может заявить, что поскольку оплата наличными, то и стоимость заказа выше. И накинуть лишних 30-50 рублей.
«Дело ваше – ехать или нет. Кроме того, в таком случае можно предложить водителю, напротив, снизить цену, так как если в программе сбой, то компания не узнает о поездке», - советует Алексей.
Вариант «дублёр»
Следующий способ обмана действует редко, зато приносит таксисту пятикратную прибыль или даже больше. Такой вариант рассчитан на клиентов, которые едут на вокзал или в аэропорт и не располагают лишним временем. Водитель принимает такой заказ, а когда видит пассажиров с чемоданами, делает круглые глаза и заявляет, что не повезёт, так как в багажнике для них недостаточно места. Причём формально он оказывается прав, особенно если клиентов трое-четверо, и у всех имеется багаж, а машина типа «седан» с небольшим багажником.
Машина уезжает, пассажир собирается сделать новый заказ, как тут же появляется какой-нибудь «хэтчбэк» или «универсал», чей водитель сочувственно спрашивает: «Что, бросил, гад?» Пассажиры, увидев подходящий по габаритам автомобиль и добросердечного водителя, сразу забывают про вызов нового авто и предлагают шоферу довезти их до места. Во-первых, время в таких случаях, как правило, поджимает. Во-вторых, в сервис-центре может не оказаться поблизости автомобиля нужной вместимости, и придётся ждать ещё.
Но обычно водитель сам предлагает такую услугу. При этом стоимость поездки увеличивается в четыре-пять раз, так как водитель, естественно, «очень спешит». Это может быть «деловая встреча», «свадьба», «больница». А иногда пассажиры даже слышат, что это – тоже таксист и вообще, он сейчас едет на выгодный заказ, поэтому его придется отменить, «вот поэтому и дорого», «а вы попробуйте машину, куда войдут четыре чемодана» и т.д. и т.п. Клиенты соглашаются.
«Подвох в том, что водитель, которого вызывали, и доброхот с вместительным багажником – сообщники. Расчёт делается на то, что клиент рискует опоздать, – объясняет Алексей. - Таксист берёт заказ на поездку в аэропорт или на вокзал и сообщает дублёру. Затем разыгрывается вышеописанная сценка. Иногда таксист умышленно едет медленно, затягивая время, тем самым заставляя клиентов понервничать. Он даже может позвонить заказчику и извиниться, пообещав прибыть через 10 минут. Задержка объясняется пробкой или ДТП по пути следования. А заодно поинтересоваться, во сколько у клиентов рейс. Чем меньше времени у них будет, тем выше вероятность, что они согласятся на вариант с заменой».
Совет: делайте заказ такси с запасом, чтобы в случае любых непредвиденных обстоятельств было время на повторный вызов машины.
Доплата за ожидание
Один из самых распространённых способов обмана: водитель приезжает к подъезду в короткий срок, но ставит в приложении «режим ожидания» практически сразу, получив заказ. В итоге набегает лишнее время, которое оплачивается дополнительно. Обычно, это 20-30 рублей. Для уже вышедшего из дома клиента – сумма небольшая, особенно при нехватке времени. Однако за день таксист может применить этот способ 10-20 раз. Эффект очевиден.
Совет: выходите на улицу сразу после заказа или получения уведомления об ожидании, чтобы не давать повода для заявлений о простое. Покажите водителю смс с указанием времени прибытия. Обычно это закончится банальным ворчанием в ваш адрес.
Отмененный вызов
Часто клиент, сделав один заказ и оплатив его безналичным способом, по каким-то причинам не едет. Может он передумал, может, воспользовался другим такси по более выгодной цене. Однако официальной отмены не сделал, полагая, что это обязанность службы такси и раз заказ не выполнен, то деньги вернут обратно.
Однако вскоре человек узнаёт, что деньги списались, как будто поездка была совершена. Начинает разбираться, и оказывается, что водитель действительно кого-то подвез. На самом деле, подождав сверх положенного минут 10-15, водитель уезжает, едет по заказанному маршруту, а затем закрывает заказ. На все вопросы он отвечает, что действительно довёз какого-то человека до адреса, чудесным образом совпавшего с заказанным. Смешно? Смешно. Но на деле истину доказать невозможно.
Совет: обязательно официально отменяйте заказ.
Откровенный обман
Некоторые таксисты не гнушаются откровенным обманом, который вполне тянет на уголовную статью. Осенью 2018 года сразу по нескольким городам Челябинской области прошла волна с обманом клиентов при помощи денег, напечатанных на цветном принтере, или купюр «банка приколов». Обычно в жертвах оказывались подвыпившие пассажиры и пожилые люди, которые ехали в тёмное время.
Обман происходил при оплате наличными. Клиент рассчитывался крупной купюрой, а на сдачу получал фальшивки, которые в темноте сложно отличить от настоящих.
Совет: в случае наличного расчёта подавать ровно столько, сколько стоила поездка. Если же дают сдачу, попросить водителя включить свет и внимательно рассмотреть все купюры.
Сергей Подолий