В Большом театре прошла пресс-конференция, на которой его руководители — генеральный директор Владимир Урин, главный дирижер Туган Сохиев и директор балета Махар Вазиев — рассказали о планах на следующий, 243-й сезон. Комментируют Татьяна Кузнецова и Юлия Бедерова.
Балету Большого придется поработать над многими разноплановыми и далеко не равнозначными проектами. 20 ноября сезон премьер на Новой сцене Большого театра откроет бесспорный Уильям Форсайт — его одноактный балет «Artifact» станет российской премьерой. В пару к нему дадут и мировую премьеру, но не столь очевидного качества: хореограф второго ряда Эдвард Клюг, возглавляющий труппу в словенском Мариборе, представит свою версию «Петрушки» Стравинского.
Большой интерес вызывает явление на Исторической сцене «Зимней сказки» (премьера намечена на 4 апреля) — трехактного балета композитора Джоби Тэлбота. Это один из лучших спектаклей английского хореографа Кристофера Уилдона. В 2014 году премьера «Зимней сказки» прошла в «Ковент-Гардене» с огромным успехом. Сомнение вызывает лишь адресат московского спектакля — переведенная на язык танца сложная философская пьеса Шекспира предназначена для малолетней аудитории, которая по этому поводу окончательно лишается и советского неизменного «Чиполлино» в постановке Генриха Майорова, и еще свежего, весьма посредственного, но, несомненно, детского «Мойдодыра», поставленного Юрием Смекаловым. Тут была бы впору «Алиса в Стране чудес» — другой, гораздо более легкий балет Уилдона. В случае же «Зимней сказки» повезло скорее взрослым, чем детям.
Очередного Баланчина — блистательную неоклассическую «Симфонию до мажор», за которую без малого 20 лет назад московская труппа отхватила «Золотую маску», представят на Новой сцене 13 июня 2019 года с новым поколением исполнителей.
Однако, предъявляя Москве Бежара, Махар Вазиев из всего наследия великого хореографа выбрал «Парижское веселье» на музыку Оффенбаха — мозаичное попурри, которое никак нельзя причислить к шедеврам. На вопрос корреспондента “Ъ”, чем вызван такой выбор, руководитель труппы ответил, что артисты хорошо проявят себя в этом спектакле, «Парижское веселье» хорошо контрастирует с Баланчиным и вообще этот балет ему нравится.
Наконец, 19 июля зрителей Большого ждет вторая мировая премьера сезона — на Новой сцене покажут одноактный балет с рабочим пока что названием «Красавин—Самодуров». Первый — композитор Юрий Красавин — еще пишет к нему музыку. Второй — хореограф Вячеслав Самодуров — пока ее ждет. Московская труппа хорошо знакома с работами главного балетмейстера Екатеринбурга и любимца «Золотой маски»: пару лет назад Самодуров поставил в Большом двухактный балет «Ундина». Зрители же творчество хореографа распробовали не до конца — хотя «Ундину» показали целых 13 раз, сборов, если только верить злопыхателям, она не делала и с июня 2017-го в афише не появлялась. Теперь публике представится второй шанс оценить талант Вячеслава Самодурова.
Оперные планы Большого театра выглядят более буднично, нежели сенсационно, но назначены и резонансные события. И главное из них — не внезапное торжество бельканто и даже не новая постановка Тимофея Кулябина, в диалог с которым дирекция Большого, как известно, вступила задолго до запрета новосибирского «Тангейзера» и старта кулябинской европейской карьеры. Самым громким сюжетом будущего сезона, скорее всего, окажется исчезновение из репертуара «Евгения Онегина» Дмитрия Чернякова.
Кулуарные разговоры о планах Большого заменить легендарный спектакль на новый шли уже несколько лет, но не так давно против ожиданий черняковский «Онегин» под чутким руководством режиссера пережил реновацию и вышел в новых составах, в чем-то еще краше прежних. И вот теперь объявлено, что новый вариант сделают режиссер Евгений Арье (в прошлом году он выпустил в Большом «Идиота» Вайнберга), художник Семен Пастух и главный дирижер театра Туган Сохиев. Состав этот может обещать что угодно (включая, положим, действительно нужное водворение «Онегина» на Исторической сцене), кроме полноценной альтернативы новаторству черняковского спектакля. По словам Владимира Урина, прежний «Онегин» «вызвал интерес и споры», но важнее, наверное, то, что спектакль стал неординарной частью не только российского, но и мирового современного оперного контекста.
Что до Кулябина (как говорят, клятвенно пообещавшего больше не браться за комедийный оперный репертуар: так трудно дался «Дон Паскуале» Доницетти в 2016 году ему и публике, не оценившей мрачного социального сарказма), в марте 2019 года на Новой сцене он ставит «Русалку» Дворжака.
За беспримерно трудный в вокальном исполнении театральный глянец, судя по всему украшающий основания новой концепции-мечты Большого, призвано ответить «Путешествие в Реймс» Россини в постановке мастеровитого итальянского режиссера Дамиано Микьелетто, художника Пауло Фантина и того же Тугана Сохиева. Премьера на Исторической сцене назначена на декабрь 2018-го. Более того, еще один Россини («Внимательно изучая текущий репертуар, мы поняли, что у нас вообще нет Россини»,— поделился открытием Владимир Урин) появится в ноябре на Новой сцене. «Севильского цирюльника» вместе с Зиновием Марголиным и дирижером Пьером Джорджо Моранди ставит близко знакомый с темой Евгений Писарев: его «Свадьба Фигаро» — спектакль умеренных достоинств, но зато кассовый.
Тему концертных исполнений, которые иногда, как «Путешествие в Реймс», могут со временем превращаться в полноформатные спектакли, продолжит в будущем сезоне «Кандид» Леонарда Бернстайна — оммаж столетию дирижера и композитора. Что, безусловно, внесет разнообразие в сезон, внимательно (по примеру гендиректора Большого) изучая который мы поняли, что ни одной копродукции вроде генделевских «Альцины» и «Роделинды», серьезно, но недолго разнообразивших стилистическую палитру театра, в ближайшем будущем не запланировано.