Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Шансон и арабески

Шансон и арабески

Нашу жизнь нельзя представить без популярных песен. Человек может их не любить, может быть к ним равнодушным, но они так или иначе создают фон нашей жизни. Когда в фильме хотят с минимальными затратами указать на время, в которое происходит действие, то избирают самый простой способ: пускают закадрово ту или иную песню. И мы сразу понимаем: да, это 80-е, 70-е, 60-е…

Какие песни будут звучать через «надцать» лет в фильмах про наше время, про середину «нулевых» годов? По каким песням будут представлять нас нынешних?

Я решил поговорить на форуме о текстах современных песен. 18 января написал следующее:

    «Думаю, в поп-музыке среди текстовиков давно должен был наступить кризис жанра. Но не наступает! А ведь все уже спето… Девяносто процентов песен — про несчастную любовь. Десять процентов — про любовь счастливую. В обе разновидности песен по вкусу добавляются погодные и природные явления, времена года, географические и астрономические названия. Особенно повезло дождю, луне, весне и Санкт-Петербургу.

    Есть, правда, отдельное направление — патриотическое. Окучивают группа «Любэ», Олег Газманов, Александр Маршал. Но тоже поле выработано.

    Так о чем петь на эстраде, чтобы было ново? Незатерто? Не банально? Вообще возможно ли это? Или народу как раз нужно узнаваемое. Песня по определению должна быть про любовь и иногда — про войну. Так?»

Первой отозвалась Alevtina Romanovna. Правда, она написала не про тексты, а про свои музыкальные пристрастия:

    «Очень люблю арабскую музыку и песни соответственно. О чём они там поют остаётся только догадываться, о любви наверное. Обожаю танцевать арабские танцы. Откуда у меня такая любовь именно к этим танцам не знаю… В прошлой жизни наверное была арабчанкой!»

Ну а почему бы нет. Хотя женщины арабской национальности называются арабками. Некрасивое слово? Есть знаменитый романтичный вариант: арабески. Интересно, кто-нибудь моложе тридцати знает диско-группу «Арабески»? Она гремела в начале 80-х. Три красивых девушки в восточных одеждах. В их числе была популярная впоследствии поп-певица Сандра. Вот о чем я вспомнил, прочитав сообщение Алевтины Романовны.

Роман Владимирович написал ближе к теме:

    «Ну, не могу пройти я, не пнув попсень, не могу. Кризис жанра — а был ли жанр? Т. е. кризиса нет, поскольку «пипл хавает»? Я не верю ни в одну строчку наших попсовиков, все это ради денег. Вся их любовь-морковь — дешевая, мертвая. Наш шоу-бизнес очень черный, гнилой. И особенно задевает, что это все популярнее и популярнее становится. А «шансон»? Это совсем трубень. У попсы хоть идеологии нет, а тут свой тюремный мир поднимают. И почему это называют шансоном? Я слышал французский шансон, ничего общего нет. «Так о чем петь на эстраде, чтобы было ново? Незатерто? Не банально? Вообще возможно ли это?» А зачем, ради чего, очередных сердючек? Да и спеть смогут ли, там личностей нет».

Мнение распространенное. Так ли все плохо? Или дело в нелюбви к жанру как таковому? Но Роман Владимирович затронул тему т.н. русского шансона. Это действительно интересно. Многие видят в нем угрозу, разложение, популяризацию криминалитета. Все это правда. Но что здесь причина, а что следствие?..

Я ответил Роману Владимировичу:

    «По поводу шансона… Действительно, зачем это жеманное название? Блатная песня. А причины популярности… Полстраны сидело. Сидело несправедливо. Это в генетической памяти. Плюс античеловеческие условия в тюрьмах и лагерях. Плюс коррупция и насилие правоохранительных органов. Отсюда сочувствие к осужденным и ненависть к милиции и судам. Отсюда популярность блатной песни, блатного сленга».

Это мое мнение по этому поводу. Надо исправлять жизнь — тогда и блатные песни не будут столь популярны.

Роман Владимирович ответил:

    «По-моему Александр Ф. Скляр сказал: «Вот пусть они там и поют свои песни…» А что касается «полстраны сидело», это намек на сталинское время, но вот судя по аудитории, которая слушает «шансон», что-то мало верится, что они все ровесники этого времени. Да и несправедливо ли? Когда я вижу кого-нибудь братка в джипе, как-то мало верится, что отсидел он за научные труды».

Дмитрий Сергеевич дополнил эту мысль:

    «Кстати, в основном в этих песнях (я имею в виду русский шансон) поется как раз о том, как кого- грабанули, пристрелили и т.д. То есть про соответствующий слой общества, короче, про бандитов».

Все правда. Популярность подобных песен — симптом болезни общества. Но, я считаю, симптом, а не вирус. Можно бороться с симптомами. А может, лучше с вирусом?..

Анна Борисовна поделилась своим мнением:

    «Отвечаю на ваш вопрос: любовь — это хорошая тема, патриотическое — нудное и скучное, каждый раз одно и то же, мне нравится общее рассуждение о жизни, о мире. Это интересно».

Что ж, есть и такая позиция. Всегда ли патриотическое — нудное и скучное? Впрочем, о вкусах не спорят. Лично мне нравится то, что делает группа «Любэ». Мне близка песня Олега Газманова «Я рожден в Советском Союзе». Но это потому, что я тоже родился в СССР и еще застал в сознательном возрасте то время. А более молодые люди уже не имеют сентиментальной привязки к советской империи. Наверное, это правильно. Только не нужно слышать в подобных песнях политической подоплеки. Владимир Набоков очень давно написал совершенно точно: «Моя любовь к Родине — это прежде всего тоска по утраченному детству». А она, эта тоска, эта ностальгия, никого не минует. Это нормально.

Юрий Николаевич написал:

    «Что касается шансона, то это ДА!!! (Попо-сисечные группы — это отдельный разговор.) Вижу, как народ это все ест, и создается впечатление, что полстраны отсидело. Хочется подойти к человеку и спросить: «Давно выпустили?». Самое интересное, что у тех, кто все это слушает, сия музыка вызывает глубокие чувства, не в зависимости — сидел человек или нет. Одно дело, когда человек действительно сидел. Но ведь отсидело не полстраны, а во сто крат меньше. При этом не надо забывать о том, что в школе они проходили: Пушкина, Толстого, Достоевского и других классиков. Из страны, которая всегда славилась своею культурой, мы превращаемся в государство, в котором напрочь отмирает культура. И это грустно…

    P.S. А вот мое любимое: «Владимирский централ, ветер северный…», сразу приходят в голову тюрьмы, камеры…»

Я обратил особое внимание на слова:

    «Самое интересное, что у тех, кто все это слушает, сия музыка вызывает глубокие чувства, не в зависимости — сидел человек или нет».

Генетическая память? Во всех нас это сидит. И сколько должно смениться, как удачно выразился кто-то, «непоротых поколений», чтобы тема лагерей, тюрем, репрессий перестала восприниматься нами близко к сердцу.

Правда ли, что «из страны, которая всегда славилась своею культурой, мы превращаемся в государство, в котором напрочь отмирает культура»?

Банально, но все зависит от нас.

842


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95