Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Щелкунчик

26.05.2002

Сегодня мы впервые с 8-летним Даней и 5-летним Левой идем в Оперный театр смотреть балет.

Петр Ильич Чайковский, "Щелкунчик".

Жаркое, совсем летнее утро.

В метро всюду расклеены объявления: проезд бесплатный.

Удивилась, потом сообразила - сегодня День Киева.

Возле Оперного театра, чуть в глубине, за памятником Лысенко, работал фонтан. Мы столько раз проходили мимо театра, но никогда не видели работающий фонтан. Я даже не знала, что он там есть. Наверное, включили по случаю праздника.

Театр

1-й ярус, 4-я ложа. В ней всего четыре места - 2 в первом ряду и 2 во втором, на ступеньке.

У нас первый ряд. Если облокотиться на перила, то видна вся сцена.

Из 2-го ряда - только половина. Но пока в ложе мы одни.

Прочитала детям либретто. Потом показала оркестровую яму - вот разные инструменты, а вот место, где стоит дирижер.

Гаснет свет. Звучит увертюра. Поднимается занавес.

И сразу - ощущение сказки, волшебства: музыка, декорации - все восхитительно.

Даня спрашивает, глядя на дирижера:

- Что он делает?

- Показывает, в каком ритме надо играть, как, каким инструментам, - начинаю я шепотом объяснять.

- Нет, я смотрю, какой это размер. Кажется, две четверти: Нам так на сольфеджио показывали:

Начинается спектакль.

Лева внимательно смотрит на сцену и вдруг поворачивается ко мне:

- Мама, я не понял, это фильм или мультфильм?

- Это спектакль.

- Понятно, - говорит Лева очень серьезно.

Действие разворачивается. Иногда дети что-то спрашивают.

Даня:

- Дядюшка злой?

- Нет.

- Тогда почему он позвал мышей?

- Чтоб Клара смогла победить мышиного короля и расколдовать Щелкунчика.

Конечно, я неправа. Ведь музыка говорит о другом.

Но я помню сказку и помню, что дети любят дядюшку. И интерпретирую увиденное по-своему.

Лева, на мгновенье оторвавшись от сцены:

- Мама, мне этот концерт нравится больше, чем мультик.

(Лева недавно смотрел мультфильм про Щелкунчика).

Первое отделение подходит к концу. Вальс цветов. Девушки в розовом, юноши в белом.

- Кто это? - спрашивает Даня.

- Цветы, - отвечаю

Лева поворачивается ко мне:

- Это уже конец?

- Нет, будет продолжение.

- Продолжение будет завтра? - уточняет Лева, видя, что занавес уже опускается.

- Нет, сегодня, после перерыва, - объясняю.

Мы выходим в фойе. Садимся на большой мягкий диван.

Дети пьют сок.

Папа говорит:

- Наверное, надо повести их в туалет.

Я рассказываю, где мужской туалет, и мои мужчины уходят.

Звенит 2-й звонок.

Они появляются расстроенные - туалет не нашли.

По дороге Лева спросил папу:

- Ты что, никогда не был в Оперном театре?

- Почему ты так решил?

- Ты не знаешь, где туалет!

Я отвела их вниз, потом бегом наверх. Даня волновался - не опоздаем?

Зашли в нашу ложу.

На свободные места так никто и не пришел.

2-е отделение.

Танцы.

Даня смотрит восточный танец и говорит:

- Это египетский танец.

Потом задумчиво:

- Нет, так в Египте не танцуют.

Русский танец.

Даня:

- Это украинский танец.

- Нет, русский, - поправляю я. - Просто они похожи.

Я подумала, а ведь и в самом деле похожи. Там - трепак, тут - гопак. Да и не удивительно. Ведь так много общего, что и в танцах это чувствуется.

Даня не успокаивается:

- Смотри, у него же шаровары!

Китайские куклы. Их танец, пожалуй, самый яркий.

Потом танцуют пары в бело-голубых костюмах.

- Кто это? - спрашивает Даня.

- Это фарфоровые статуэтки.

Спектакль заканчивается. Мне кажется, очень быстро. Мне жаль, что уже конец. Ощущение, что все не удалось охватить. И хочется посмотреть еще раз.

Оказывается, у Левы то же ощущение.

- Мама, а повтор будет? - спрашивает он меня.

Последние звуки музыки. Опускается занавес. Дирижер жестом благодарит музыкантов и быстро уходит.

Через мгновенье занавес открывается.

Артисты на сцене, из-за кулис выходит дирижер. Все аплодируют. Он кланяется.

Догадалась - это дирижер-постановщик.

Откуда-то сверху на сцену летит букет ромашек. Чуть не долетев, падает на голову музыканта, стоящего под самой сценой. Тот, несколько растерявшись, оглядывается, потом видит букет и бросает его на сцену. Еще букеты - солистам, дирижеру. Аплодисменты. На лицах - улыбки.

Мы выходим из театра.

Радостно, празднично.

Фонтан уже не работает. Может быть, это было видение?

Лева:

- А обратно в метро надо платить?

- Нет.

- Если идешь в театр, то в метро не надо платить? - уточняет Лева.

Как странно.

Последний раз я смотрела балет в нашем театре лет 9-10 назад. Кажется, это была "Золушка".

Тогда еще старшие дети были маленькими и я водила их всюду.

Балерина так топала по сцене, что заглушала оркестр. И это было самое сильное впечатление от спектакля.

Больше в наш оперный идти не хотелось. Да и не получалось.

И только когда Даня спросил, что такое балет, поняла, что балет надо показать.

А тут - так хорошо, что мало.

Посмотрела программку: главные герои - 6 составов.

Но выступавшие сегодня артисты вписаны карандашом.

Может быть, дебют?

Во всяком случае, выступали они легко, радостно и: аккуратно. И лица! - они не были равнодушными, они жили, переживали, радовались.

Мы вернулись домой, а в душе все еще оставалось ощущение сказки.

- Когда мы снова пойдем на "Щелкунчика"?- спросил Лева.

- Когда будут показывать, - пообещала я.

Потом подумала - скорее всего, в следущий раз будут другие исполнители, и это будет уже совсем другой спектакль...

926


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95