Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Школа. Выпуски 1–6

Конспективно о том, как улучшить нашу школу

У меня собралось много предложений, как улучшить нашу школу. Постараюсь каждый день публиковать по одному предложению. Всё конспективно.

 

Первый выпуск

Хотелось бы, чтобы в кабинетах больших и малых чиновников появился портрет Джона Локка, английского педагога и философа (он умер в 72 года в 1704 году). И чтобы рядом было его высказывание:

 
 
 
 
 
 
 

«От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа».

 
 
 
 
 
 
 

Вот когда мы поймём, что это так, мы больше внимания начнём уделять детям.

Мы будем воспитывать их честными, благородными, умными, искренними, порядочными.

Мы постараемся дать им максимум знаний.

И нельзя экономить на детях, если мы хотим, чтобы процветала страна.

Ещё одна цитата.

 
 
 
 
 
 
 

«Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирождённый такт».

 
 
 
 
 
 
 

Адольф Дистервег, немецкий педагог, 1790—1866

Всё верно.

К сожалению, часто нашим педагогам — от детского сада до высшей школы — не хватает такта, мягкости, деликатности и аккуратности.

Итак, воспитание или обучение. Многие считают: пусть школа учит, а воспитывают родители. У многих родителей другая точка зрения: и воспитывать и учить должна школа.

А что первично: воспитание или обучение? Вопрос отнюдь не риторический. Может быть, обучение через воспитание?

Если человек воспитан, он добр, неравнодушен, честен, мягок, искренен, стремится к справедливости, чистоплотен, аккуратен, умеет выстраивать свои отношения с родственниками и друзьями, то такой человек, как правило, и учиться будет хорошо.

На мой взгляд, первично воспитание.

Учитель воспитывает своим примером.

Учитель помогает ученику понять и осознать жизнь — и найти своё место в ней.

Вот с этого и надо начинать переустройство школы. И тогда через 10-20-30 лет значительно улучшится наша жизнь, а следовательно, и благосостояние всего народа.

Всё так просто, всё так сложно.

P.S. Готов прочесть ваши отклики в нашем чате.

 

Второй выпуск

Тема школы и её реформирования волнует многих. От того, как мы воспитаем и чему научим сегодняшних школьников, зависит, какой станет наша страна через 10-20 лет.

Мне думается, что час, один раз в учебный год, нужно посвящать борьбе с хронофагством.

Да-да, и учителей, и учеников нужно учить правильно распоряжаться временем.

Мы всё спешим, торопимся и бежим, словно боимся опоздать на поезд.

«Торопись жить», — постоянно говорят учителя своим подопечным.

Я утверждаю обратное.

Не торопитесь жить.

Куда бежать?

Зачем бежать?

Надо наслаждаться жизнью, несмотря ни на что и вопреки всему.

Надо понимать жизнь, несмотря ни на что и вопреки всему.

Надо любить жизнь, несмотря ни на что и вопреки всему.

Каждому учителю хорошо бы запомнить слова Марка Твена.

 
 
 
 
 
 

«Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя. Эта черта свойственна мелким людям. Великий человек, наоборот, внушает вам чувство, что и вы сможете стать великим».

 
 
 
 
 
 

Учитель, если он хороший учитель, — великий человек. И ученики его могут стать великими. Только надо их, учеников, поддерживать и помогать каждому найти своё призвание. И сделать так, чтобы они верили в собственное «я».

«Жизнь коротка, потерпи немножко», — сказал юморист. Я изменил фразу: «Жизнь коротка, порадуйся немножко».

Школа должна научить подопечных радоваться и радовать других.

За 11 учебных лет 11 часов научить школьников правильно использовать время — вполне реально. И учителей (в педагогических институтах и колледжах) хорошо бы научить разумно использовать время. И это в плюсе скажется на всём обществе.

А ещё необходимо приучить бороться с хронофагством.

P.S. Хорошо понимаю: министр просвещения Сергей Сергеевич Кравцов мои заметки вряд ли когда-нибудь прочтёт. На мои письма в министерство просвещения (я писал о продвижении «Соло» и предлагал сделать рассылку учителям о книге «Курить, чтобы бросить!») я получил пустые отписки.

Министры меняются, проблемы остаются.

 

Третий выпуск

Большинство взрослых во всех своих неудачах, как правило, винят собственную леность.
«Я ленивый человек и ничего сделать с собой не могу».  

Таким воспитала человека школа — приучила, что всё можно свалить на леность.
«Ты ленивый» — говорят учителя своим подопечным.
«Ты ленивый (ленивая)» — говорят родители своим детям.
И ребёнок этому верит. Как не верить учителям и родителям?

А хорошо бы учителю и родителям внушать другое: ленивых нет.
А хорошо бы запретить учителям кого-либо когда-либо обвинять в лености.

Ленивых нет!
Есть неувлечённые (надо найти, чем увлечься), неорганизованные (нужно приучить себя к порядку, точности, аккуратности, пунктуальности) и бездельники (они готовы заниматься чем угодно, но только не делом).

Да-да, ленивых нет!!
Есть цели, которые не вдохновляют. Нужно найти правильные цели. Этим и хорошо бы заняться учителю — помочь своим подопечным определить верную цель.

Если школе удастся за одиннадцать лет втемяшить эту простую мысль в голову школьника (и головы его родителей), считайте: мы многого достигли. А втемяшить может только тот, кто сам увлечён, организован и трудолюбив. Таким и должен быть учитель!!!

Цель каждого учителя благородная: научить школьника порядочности, честности, искренности, обязательности, отзывчивости, доброте, благородству...

Если сможем этого достичь, школа изменится в лучшую сторону. А следовательно, лучше станет и наша жизнь.

 

Четвёртый выпуск

Через два дня будем отмечать День учителя.

Думаю, на самом высоком уровне прозвучат поздравления и добрые напутствия.

И у меня есть предложение.

Хорошо бы продолжить работу, начатую несколько десятилетий назад Симоном Львовичем Соловейчиком (педагог, писатель, журналист) — речь о педагогике сотрудничества.

Педагогические звёзды: Александр Тубельский, Семён Богуславский, Михаил Ценципер, Леонид Мильграм, Шалва Амонашвили, Евгений Ильин, Виктор Шаталов, Софья Лысенкова, Светлана Карклина. Это звёзды педагогики, и многих из них открыл Симон Соловейчик (на фото).

Это всё великие учителя, прекрасные педагоги, поразительные личности.  О них стали забывать, а зря. Их опыт хорошо бы изучать. Их достижения, открытия и наблюдения хорошо бы применить на практике.

Да, у нас проводятся конкурс «Учитель года». Огромное количество талантливейших учителей не принимают участия в этих гонках. Я веду речь о другом: о поиске педагогов-новаторов, как это делал Симон Соловейчик.

Низкий поклон Евгению Александровичу Ямбургу, блестящему публицисту, великолепному директору, интереснейшему учителю.

Мне кажется, пришла пора собрать его статьи и выпустить их отдельной книгой. О хороших учителях надо писать как можно больше и чаще. В продвижении педагогов-новаторов многое могло бы сделать телевидение. Уверен, что Константин Эрнст, руководитель Первого канала, может придумать любопытный цикл, связанный с учителями.

Повышение зарплаты, помощь в получении жилья, снижение педагогической нагрузки, всевозможные льготы с медицинским обслуживанием, проездом на общественном транспорте — всё это вполне реально предоставить учителю.

Учитель должен иметь право бесплатно посещать любые театры и концерты. Просьбы учителей, особенно тех, кто живёт в сельской местности, должны быть всегда в приоритете для чиновников.

И праздник — День учителя — ещё один повод, чтобы поговорить о проблемах учителя, а их…

С наступающим праздником!

 

Пятый выпуск

Завтра страна отпразднует День учителя: цветы, красивые слова, добрые пожелания…
Хочется не только слов, но и хороших добрых дел: солидных премий учителям, ключей от новых квартир, конечно, прибавки к зарплате.

В этот день необходимо встречаться с учителями местной, региональной и федеральной власти. Личное общение важно. Пусть учителя расскажут о своих проблемах, а власть постарается наметить план их решения. И строго проследит за их выполнением.

И ещё: в каждой школьной учительской, в каждой студенческой аудитории педагогических университетов я бы вывесил слова Эдит Пиаф, великой певицы с мировым именем:

 
 
 
 
 

«Я пою не для всех, а для каждого».

 
 
 
 
 

Вроде простые слова, но невероятно важные.
Так и учитель — он говорит не для всех, а для каждого!
Если именно так подходить к уроку, то он станет лучше, интереснее, и каждый школьник быстрее запомнит сказанное учителем, ведь тот обращается не ко всем, а именно к нему.

Так и надо учить: не всех, а каждого. И важно, чтобы это понял каждый учитель.
Понял и помнил.
Вот поэтому и стоит слова Эдит Пиаф: «Я пою не для всех, а для каждого» вывесить в учительской каждой школы, в учебной части всех педагогических вузов.
Войдёт фраза в подсознание учителя, и на своём уроке он будет говорить не для всех, а для каждого.

Денег не требует, а эффект может быть удивительным. Изменится манера, стиль урока. Это почувствуют ученики.

P.S. Отступлю от правил, от традиций, — дам песню Эдит Пиаф. Послушайте.

 

Шестой выпуск

С праздником!
 
Сегодня, 5 октября 2023 года, прекрасный день.
 
Он может быть сумрачным: дождь, ветер, слякоть, холод, и всё равно он прекрасный.
 
Сегодня Всемирный день учителя.
 
Можно долго рассуждать, каким должен быть учитель. А можно дать всего лишь пять строк, и всем всё станет понятно.

 
 

Посредственный учитель рассказывает.  
Хороший учитель объясняет.  
Превосходный учитель показывает.  
Великий учитель вдохновляет.

 
 

Уильям Артур Уорд (1921—1994), американский писатель

В этих пяти строчках вся теория педагогики. Надеюсь, что у ваших детей хорошие учителя.

147


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95