У меня собралось много предложений, как улучшить нашу школу. Постараюсь каждый день публиковать по одному предложению. Всё конспективно.
Седьмой выпуск
Школа — любимый дом?!
Задача Министерства просвещения и Российской академии образования — искать талантливых учителей.
Искать в больших и малых городах. Искать в сельской местности.
Искать, знакомиться и всячески помогать.
Таланту надо помогать. Бездарности пробьются сами.
Борис Слуцкий
Не соревнование и не состязание, кто из учителей лучший. Нет, задача другая. Партнёрские программы, создание видеоуроков, помощь в написании учебников, свободные разговоры о профессии, проведение мастер-классов с привлечением миллионов зрителей как среди учителей, так и среди родителей.
Современные технологии помогут желающим побывать на самых интересных уроках своих коллег. Для этого необходимо отработать методику показа. Не просто установить камеру (или две-три), а пригласить талантливых телеоператоров, режиссёров, звукооператоров и психологов. Это целое теледейство, круглосуточное (учитывая размеры нашей страны) и круглогодичное.
Во время показа — интерактив: вопросы в чате, а может быть и прямые включения. Современные технологии позволяют это осуществить.
Постоянная поддержка учителей — материальная и моральная.
Поддержка не для галочки, отчёта (встретились, поздравили, поговорили), а реальная и на постоянной основе.
Работу, которую начал Симон Львович Соловейчик — поиск учителей-новаторов и педагогика сотрудничества — необходимо возобновить и продолжить.
Денег на развитие образования не жалеть. Школа должна стать любимым домом для учеников.
Помню, в Ленинграде была школа, которая открывалась в восемь утра и закрывалась в десять вечера. И любой ребёнок мог прийти в школу в любое время и найти там друзей для совместной игры, выбрать кружок по своему интересу, послушать и обсудить новые записи в музыкальном классе, а может быть, просто побродить по коридорам или посидеть в библиотеке. И спортзал открыт: приходи, занимайся в спортивной секции, споласкивайся в душе и радостный беги домой.
Школа — это и почти круглосуточный детский клуб.
Мы хотим отучить детей от улицы (в плохом понимании этого слова) — мы должны сделать привлекательной школу.
Почему многие дети не любят школу? Да потому что это место, где их с утра до окончания всех занятий пять-шесть часов подряд ругают, делают замечания, угрожают, шантажируют...
Каждый учитель забывает, что до его урока и после его урока тоже есть уроки.
— Сядь прямо.
— Не паясничай.
— Не валяй дурака.
— Вызову родителей в школу.
— Сообщу по интернету о твоём плохом поведении.
— И в кого ты такой бездельник уродился?
— Будешь так учиться — даже в дворники не возьмут.
И это с утра до вечера, во время урока и на перемене.
С учителей надо брать расписки, что им разрешается всё, кроме ругани, угроз и шантажа. Но это тема для другого выпуска.
Восьмой выпуск
Сидеть и молчать
Я уже писал о том, что хорошо бы отменить в школах домашние задания. Понимаю, поддержки со стороны Российской академии образования не получу. А жаль.
Если в средней школе (7-9 класс и выше) честно выполнять все домашние задания, на это уйдёт не менее трёх часов. Плюс пять-шесть часов человек проводит в школе. Девятичасовой рабочий день. А ведь в старших классах бывает и по семь уроков, и ещё внеклассная работа. Давайте пожалеем наших детей.
Если взрослого попросить 45 минут не вставать, не задавать вопросов коллегам, сидеть, не двигаясь, в небольшой душной комнате, этот взрослый завопит: «Где профсоюз, где охрана труда, как так можно?»
А в школе можно. Пять-шесть раз по 45 минут ты обязан сидеть прямо, молчать и сдерживать свои эмоции.
Медики констатируют: максимум только 10% школьников к окончанию школы могут похвастаться своим здоровьем. У остальных сложности со зрением, сколиозы, различные колиты, излишний вес, нередки неврозы, и перечень можно продолжать.
Школьная программа усложнена.
Мне кажется, давно пришла пора решать эти проблемы. Мы же делаем вид, что их не существует. Так было, так есть и так будет всегда. Так не должно быть!
P.S. Дорогие родители! Не ругайте своих детей. Поймите, им трудно, сложно и тяжело учиться. Постарайтесь детей понять и поддержать.
Девятый выпуск
Мы порой воспитываем лгунишек. Даже не порой, а постоянно.
Про домашние задания я уже писал. А ещё есть тысячи других примеров, когда учитель якобы карандашом ставит двойку в журнал, или ученик обманывает учителя, но оба делают вид, что сказанное или услышанное — правда.
Ребёнок дома рассказывает неправду о школе, а в школе говорит неправду о своём доме и родителях.
И на классном часе нередко слышится враньё. И все ученики молчат, понимая: лучше согласиться, чем вступать в спор.
И родителей дитё обманывает постоянно. Не отпускают гулять — надо придумать причину. Прогулял урок — придумал причину. Дети бояться говорить правду — им за это попадёт.
Нельзя наказывать за правду! Нельзя!
Есть хороший способ, не затрачивая ни одной копейки денег, кардинально улучшить качество преподавания.
Для этого каждому учителю необходимо представить, что его слушает на уроках будущий Президент, будущий руководитель правительства, будущий министр просвещения...
Если учитель будет знать, что среди его двадцати-тридцати учеников будущий Президент, он будет лучше учить.
Да-да, надо на секунду закрыть глаза и представить, что все ученики через двадцать-тридцать-сорок лет станут руководителями страны. И от тебя, учителя, зависит, какими они станут руководителями, и, следовательно, какой станет страна.
Тут и вспоминается фраза Эдит Пиаф (я об этом писал):
«Я пою не для всех, а для каждого».
Десятый выпуск
— Будешь плохо себя вести — вызову родителей в школу, понял?
Сколько раз за одиннадцать лет обучения слышат эту фразу ученики от учителей?
Вызов родителей — это угроза. Шантаж. Предупредительно-воспитательная мера. Профилактика.
Так считают педагоги.
Ученики по-другому воспринимают эту фразу:
- это ябедничество;
- это желание сделать больно ученику;
- это признание своей педагогической несостоятельности;
- это садистское желание во что бы то ни стало наказать ученика.
Родители, дети и педагоги. Их взаимоотношения — это серьёзная проблема. На мой взгляд, учитель должен всегда выступать в роли защитника ребёнка, а не судьи.
Судья в данном случае выносит решение о наказании и сам же это решение исполняет, привлекая в сообщники родителей ученика.
Так поступать — расписываться в собственной педагогической несостоятельности.
У меня вообще ощущение, что и учителя, и родители забыли, как они себя вели и учились, когда были школьниками.
Плохо учится школьник, получает одни двойки, скверно ведёт себя на уроках, задирается с учениками, задаёт дурацкие вопросы, вызывающе себя ведёт — вызвать родителей, пропесочить, публично унизить.
Можно позвать в школу родителей (позвать, но не вызвать: учитель — не следователь, ученик — не подследственный). Позвать, чтобы вместе подумать, как помочь ученику:
- провести дополнительные занятия;
- снизить учебную нагрузку;
- составить индивидуальный план занятий;
- подумать о мерах и возможностях для поднятия авторитета ученика.
Директор школы должен запретить учителям жаловаться родителям на учеников. Что делают иные родители, услышав жалобу от учителя? Лишают ребёнка прогулок, отбирают телефон, запрещают смотреть телепередачи, не разрешают играть на компьютере, а могут и выпороть. Способов ущемить, наказать и унизить много. Но ведь дом — это не тюрьма, где осуждённого могут отправить в карцер за непослушание. А с детьми мы иногда так и поступаем: будешь себя плохо вести в школе и плохо учиться — накажем так, что на всю жизнь запомнишь.
И наказывают! Так наказывают, что ребёнок действительно запоминает на всю жизнь. Наказывают после вызова родителей в школу. Это ужасно.
P.S. Если поменяем свою точку зрения от наказания к помощи, от этого выиграют школа, ученик и родители, а значит, общество в целом.
Повторю главный тезис: учитель — защитник своих учеников. Так должно быть в современной школе.
Одиннадцатый выпуск
Знаю, руководители педагогических институтов и университетов со мной не согласятся.
Они считают, как я понимаю, что их главная задача — дать студентам хорошее знание предмета: русский язык и литература, физика, химия, математика, изобразительное искусство (учитель рисования), музыка (учитель пения)…
То есть, как я понимаю, свой предмет выпускник педагогического института должен знать в десять раз больше, чем ему понадобится в практической работе.
Наверное, мысль спорная, но я её выскажу.
Знание школьным учителем своего предмета на уровне университета вряд ли нужно. В рамках школьной программы половину знаний, если не больше, полученных в педагогическом вузе, учитель никогда не использует.
А вот то, что учителю действительно нужно, как говорится, сегодня и ежедневно, этому будущего педагога, к сожалению, не учат.
О чём речь? Всё конспективно.
Учителей надо учить режиссуре, актёрскому мастерству, драматургии. Учитель — это драматург, режиссёр и актёр в одном лице. Это всегда театр одного актёра. И учителю необходимо давать знания и навыки актёрского мастерства на уровне театральных институтов.
Что такое урок? Это спектакль, который идёт 45 минут. Для спектакля необходима пьеса. Её каждый раз сочиняет учитель. У спектакля постоянные зрители — от двадцати до тридцати человек. Как учитель двигается, как говорит, как спрашивает (в его интерактивном спектакле зрители становятся участниками, и они вовлечены в это действо), как подводит итоги?
А ведь можно ещё использовать музыку, интернет, YouTube. Учитель всегда и художник-оформитель своего урока (своего выступления).
Пять спектаклей в день — это если у тебя пять уроков.
Кто тебя научит правильно пользоваться речью?
Кто выступает в роли художника по костюму? Одежда имеет большое значение.
Итак, в педагогических вузах, на мой взгляд, должны на профессиональном уровне преподавать режиссуру, драматургию, актёрское мастерство, звуковое оформление спектакля (урок — это спектакль), и тогда у хорошего учителя-артиста будет невероятный успех. Зрители (ученики) эмоционально воспримут то, что расскажет артист (учитель).
Да, требует денег, особых разработок, изменения учебных программ. Но ведь это хорошо скажется на результате.
Да, не всех, даже если они хорошо знают предмет, будут зачислять в педагогические вузы. Отсутствие обаяния, излишняя картавость, безвкусица могут стать препятствием для зачисления в педагогический университет.
Я записал свои предложения конспективно. Если кто заинтересуется, могу развить. Но точно знаю: такой подход к учительским кадрам даст потрясающий эффект.
P.S. Знаю и другое: в Министерстве просвещения и Российской академии образования эту заметку не прочтут.
Двенадцатый выпуск
— Я рот открыла, ты — закрыла!
— На следующем уроке ты у меня не слижешь!
— Иди отвечать с места!
***
— Саша, не бубукай, пожалуйста...
— Я не бубукаю.
— Бубукаешь...
— Не бубукаю.
— Бубукаешь!
(Из фраз учителей на уроках)
У нас много прекрасных учителей. К сожалению, хватает и плохих. И это нормально. Профессия-то массовая. Учителей более 1,1 миллиона человек. У всех общий недостаток — не владеют устной речью.
Хотим переделать школу? Хотим!
Хотим, чтобы наше общество улучшилось? Хотим!
Тогда надо начинать с того, чтобы научить учителей говорить. Вот конспективно учительские недостатки применительно к устной речи.
Тараторят. Говорят так быстро, что ученик не способен воспринимать на слух речь учителя, он пропускает слова учителя мимо ушей.
Говорят слишком медленно. Так, что хочется спать. Мечтаешь о перемене, чтобы встряхнуться, и опять же не воспринимаешь сказанное учителем.
Ну, вот, так сказать, сами понимаете, значит... Слов-паразитов слишком много, нормальные слова в них теряются. Запомнить сказанное учителем почти невозможно.
Монотонность. Прямо сеанс гипноза. В каждой фразе хорошо бы иметь одно ударяемое слово. А здесь всё в одной интонации.
Тихий голос. Даже на первой парте не слышно, что говорит учитель.
Учитель не говорит, а вещает, иногда кричит. От такого голоса устаешь и, естественно, не запоминаешь сказанное.
И такое происходит не один день, а 11 лет (!), по 5-6 часов в день(!!!). Наши чиновники трех слов без бумажки сказать не могут. Нормально выступать их не учили в школе.
Плохо говорят в семье. Плохо говорят в школе. Проблему надо начинать решать с того, чтобы научить работников министерства просвещения нормально говорить: от министра до вахтера на входе.
Кто с моими предложениями согласен, поддержите. Кто с ними не согласен, объясните почему.