Известным людям тоже свойственны земные черты.
Истоирии из жизни режиссёра и актёров.
(Григорий Ростиславович Гречкин, редактор сайта)
Это забавное фото было сделано в 1985 году на съемках фильма «Храни меня, мой талисман». Картину снимал Роман Балаян в Болдино. Кажется, что актеры носили режиссера на руках, но... Люди не были озлобленными – Чудесные были времена! – живо отреагировал на звонок живущий сейчас в Одессе г-н Балаян. – С каким удовольствием мы работали, жили! Этот снимок висит на стене в моем рабочем кабинете.
Очень ярко вспоминается: залитая солнцем сельская улица, деревянные домики. Мычат коровы, кричат петухи. Детишки бегают. Мужики с граблями идут на сенокос. Местные жители улыбались нам, очень тепло принимали. Тогда люди не были настороженными, озлобленными, удрученными, как сейчас. Наоборот, очень дружелюбными, искренними… Благостная картинка середины 80-х, когда русскую деревню еще не развалили, не уничтожили. На лицах Абдулова и Янковского написаны все эмоции.
Надо было знать этих двух парней, на что они способны! Хулиганы, озорники. Особенно Сашка. Он – душа компании, заводила, в общем, большой ребенок. Олег обычно был более серьезным и степенным, но, едва судьба сводила его с Абдуловым, становился ему под стать. И вместе они устраивали такой трам-тарарам! В день, когда был сделан этот снимок, Александр, Олег и примкнувший к ним еще один Александр – Адабашьян (он играл французского исследователя поэзии) подшутили над режиссером довольно жестоко.
– Они подхватили меня на руки: сделать совместное фото, – продолжает Роман Балаян. – Этот момент и запечатлен на снимке: артисты выстроились по росту. Я на руках ребят принял позу парящей ласточки. Но держал ухо востро, не расслаблялся – от этих мерзавцев (это я любя) всего можно было ожидать. Чутье меня не подвело. Едва был сделан кадр, как я полетел на землю. Кажется, внизу была лужа после летнего дождя.
Эти поганцы – мои любимые артисты – рассчитывали, что я «ударю в грязь лицом». Но не тут-то было. Они забыли, что я спортсмен. Я сгруппировался и приземлился на ноги. Как кошка на лапы. Оба Саши и Олег смотрели с уважением, но во взглядах читалось: ах, как жаль, что он (то есть я) не испачкался, вот смеху-то было бы! Вот такие у них шутки. Но все это беззлобно, с детской непосредственностью – на них невозможно было обижаться. Нам было весело.
Все съемки, от первого до последнего дня, вспоминаю как одно большое хулиганство. Мы жили в Саранске в гостинице. Каждое утро, пораньше, садились в автобус и ехали в Болдино, это два часа езды. По дороге досыпали, приезжали уже в солнечном настроении – и начиналось веселье. Многие сцены в фильме – сплошная импровизация.
Олег Янковский и Александр Абдулов на съемках фильма «Храни меня, мой талисманов» Олег Янковский и Александр Абдулов на съемках фильма «Храни меня, мой талисманов» Фото: kinopoisk.ru Спас жизнь поросенку В первоначальном варианте сценария, который написал Рустам Ибрагимбеков, события происходили на корабле во время прогулки. Помощник капитана (его играет Абдулов) нахально пристает к жене главного героя – пушкиниста в исполнении Янковского. И бедняга-пушкинист никак не может наказать обидчика. Это в пушкинские времена стрелялись на дуэли. А в XX веке...
– Строго говоря, фильм о том, что наше поколение много трындело, а вот на поступки люди оказывались часто неспособны, – говорит Роман Балаян. – Даже, извините, по мордасам надавать обидчику слабо – интеллигентность не позволяла. Я решил перенести действие с корабля в Болдино на пушкинский фестиваль. Добавилась атмосфера, аура тех мест. А будь съемки на корабле? Это фото могло бы выглядеть иначе. Например, так: режиссер, не успевший сгруппироваться, барахтается в воде за бортом, а артисты-озорники подмигивают ему с палубы.
– Обычно сценаристы нечасто ездят на съемки своих фильмов, – рассказал нам автор сценария Рустам Ибрагимбеков. – Но тут я почти все лето на съемках провел. Уж больно хорошая компания подобралась. Днем снимали, вечером накрывали стол. Пили, пели, байки травили. Вдруг вспомнилось, как однажды захотелось шашлыка. Абдулов сказал: «Я добуду мяса». Неподалеку находился колхоз, а там свиная ферма. Саша бодрым шагом отправился туда, я пошел с ним… Мы разыскали председателя колхоза, тот сказал: «Идите на ферму, выбирайте поросенка, и мы его зарежем для вас». Но едва Абдулов увидел живых поросят, дунул с этой фермы, словно ветром унесло. Я его еле догнал. «Саша, – спрашиваю, – ты чего убежал?» А он отвечает, чуть не плача: «Я как подумал, что сейчас решаю судьбу этих несчастных хрюшек – кому из них превратиться в наш ужин… Я так не могу…» В тот вечер мы остались без шашлыка.
– С ума сойти – три десятка лет прошло, – вздыхает Роман Балаян. – В этом году у фильма юбилей – 30 лет со дня выхода на экраны… Но словно вчера снимали. В свое время ленту не приняли. Страшно ругали и критики, и коллеги. Глеб Панфилов не оценил. Эльдар Рязанов в программе «Кинопанорама», которую тогда вел, крепко покритиковал. Только Лёша Герман (Алексей Герман-старший. – Авт.) сказал, что ему понравилось. Я гордился и горжусь этой оценкой.
Катаева Виктория