Понедельник. Утро. Быстрым шагом выхожу из подъезда и направляюсь к метро. Спешу на работу.
Понимаю — первые предложения противоречат друг другу. Все знают, что понедельник — день тяжёлый. Какая уж тут спешка? Какое стремление попасть на любимую работу? Признаюсь, и меня порой одолевают такие мысли. Но не сегодня. Не сейчас.
Разве может быть плохим настроение, если на улице погожий летний денёк, ты идёшь по зелёному ухоженному району, слушаешь весёлый щебет птиц, народу вокруг не так много, машин тоже. Тепло, но не жарко — тропическое пекло накроет Москву разве что к полудню.
В наушниках — приятный голос Мурата Насырова, того самого вечно молодого мальчика, который почему-то рвётся в Тамбов.
Мне всегда нравился этот певец — пожалуй, один из последних неподдельных романтиков нашей эстрады. Другого такого, кажется, нет. Остался только его голос. Близкий, родной.
Восточные мотивы песен Насырова всегда поднимают настроение.
Вот и сейчас бодро топаю к метро, а из наушников льётся:
Куда ведут эти тропы, в какие тайны любви?
Мне захотелось снова сыграть с судьбой.
От Азии до Европы искал я ночи и дни
Прекрасный облик девушки неземной…
Забегаю в метро. Ждать поезда не пришлось — запрыгиваю в уже закрывающиеся двери вагона.
Современный поезд уносит меня в жерло тоннеля. Что мне нравится в новеньких составах — они тихие, почти бесшумные. Не приходится врубать динамики на полную мощность, чтобы заглушить шум колёс.
Голос Мурата не оставляет меня. Хвала всем богам, в метро теперь нормальный интернет:
В заморском ритме танцует,
Ни слова не говорит,
Но объясняет жестом изящных рук.
Воздушные поцелуи
Не замечать не велит
И улыбается так, как и все вокруг…
И тут я не выдерживаю. Наслаждение от любимой музыки захлёстывает. Начинаю раскачиваться в такт мелодии. Сначала робко, стесняясь, а потом всё смелее. И, наконец, начинаю танцевать. Настолько, насколько это позволяет пространство наполовину заполненного вагона.
Каюсь, ни петь, ни танцевать толком не умею, но обожаю делать и то, и другое. Вот и сейчас беззвучно шевелю губами, повторяя вслед за Муратом слова песни, и увлечённо танцую.
Песня закончилась. Началась другая, «Южная ночь». Здесь ритм уже более энергичный. Стараюсь следовать музыке, при этом никому не мешая:
Спой мне, южная ночь!
Вдаль мечту мою неси!
Спой, цыганская дочь,
От тоски меня спаси!
Спой мне, южная ночь,
И целуй меня в уста!
Пой, цыганская дочь!
Пой, цыганочка-мечта!
Тут главное — остановку не пропустить. Сейчас я по расчётам совсем чуть-чуть задерживаюсь, бегом наверстаю время и появлюсь на работе вовремя. А ведь можно замечтаться и опоздать уже безнадёжно.
Ага, «Баррикадная», переход на кольцо. Значит, следующая моя.
Украдкой оглянулся на попутчиков. Те же кисло-постно-угрюмые лица. Ни улыбки, ни проблеска оптимизма. А ведь так надеялся, что в ком-то, как и во мне, тоже проснётся давно дремлющий оптимист, романтик, что хоть один человек выберется из понедельничной тоски и уныния. А может, и пустится в пляс вместе со мной под свою любимую песню.
Но нет. Мои надежды напрасны.
Очередная песня Мурата быстро поправила настроение. Но всё же задумался: отчего так?
Есть у меня товарищ. Серёжа Кожухов. Он как-то провёл эксперимент. В вагоне метро днём начал заниматься йогой. Постелил коврик прямо на пол вагона и приступил к упражнениям.
Думаете, кто-то обратил внимание? Нет. Все делали вид, будто так и надо. Никто не замечал странного курчавого паренька, изгибающегося на полу во всевозможных позах. Занимался он, кстати, как раз напротив двери. Пассажиры аккуратно обходили моего друга, но никто ему даже слова не сказал.
Парадокс? Согласен. Долго не мог понять, в чём дело.
И вот сегодня поговорил с ещё одним приятелем. И он мне объяснил, почему я не смог заразить своих попутчиков танцевальным настроением, а Сергея никто не замечал во время его экспериментов.
— Есть такое явление в психологии. Называется синдром Дженовезе, — рассказывал мне друг. — Назван он по фамилии одной девушки. Представляешь, она целый час убегала от убийцы по людным улицам, и в итоге спастись ей не удалось. Было больше трёхсот свидетелей убийства, кто угодно мог задержать бандита, но ни одна живая душа не позвонила в полицию, потому что все думали, что позвонит кто-то другой.
— Что же получается — всем до лампочки? — приуныл я.
— Нет. Просто один в поле не воин. Если ты выходишь из толпы один и начинаешь что-то делать, зуб даю — никто тебя и не заметит. Если же вас как минимум двое и вы постепенно увлекаете всё больше людей в действо, через какое-то время автоматически пойдёт цепная реакция, почти без вашего участия. Обрати внимание — ни один удачный флешмоб не начинался одним человеком. Только вместе можно сделать что-то интересное, увлекательное, значимое. Как видишь, всё дело в психологии.
— То есть, если я в следующий раз позову такого же заряженного на позитив напарника, не исключено, что через пять минут мы заставим танцевать весь вагон?
— Именно так, — кивнул мой приятель. — И Сергею это передай. Если он свой эксперимент будет проводить в паре, результат может получиться совсем иным.
...Собственно, к чему я это всё?
Сейчас лето, солнце, тепло, гормон радости зашкаливает.
Уверен, не я один такой оптимист. Может, найдутся единомышленники?
Присоединяйтесь, не скрывайте своих эмоций. Становитесь открытее.
Любите друг друга, улыбайтесь, танцуйте, излучайте положительную энергию!
Не сомневаюсь, вместе мы сможем разогнать унылую будничную пелену.
Дмитрий Меньшиков