Потихоньку открываются театры после короновирусного штиля, а это значит можно смело идти за билетами!
Вообще в Москве всегда было проще с этим. Не было проблем в выборе спектакля, ведь в Москве просто уйма театров на самый разный вкус и цвет, тогда как в провинции один-два театра.
Тем не менее, какие бы там спектакли не шли – ходить в театры нужно обязательно, а театрам в свою очередь чувствовать зрительский резонанс или его отсутствие, но при этом не следовать его зрительским капризам.
Ведь это возмутительное заблуждение, что театры должны развлекать публику или угождать ей. Мы зачастую критикуем тот или иной спектакль, не поняв толком, а почему он нам не понравился.
Мы постоянно ждём от театра чего-то, но есть один секрет, который поможет правильно воспринимать современный спектакль.
Не надо ничего ждать от него.
Не надо ждать классической постановки от современного режиссера, ровно также как не надо требовать современного перформанса от классического прочтения и говорить, мол, я это уже видел, так сто раз уже ставили.
Нет!
Никто так до этого и уж тем более после не поставит. В этом и прелесть театра – он каждый раз разный. И даже один и тот же спектакль будет разным: другая публика, другое состояние у актеров, другой день, другие события происходят в жизни, которые могут влиять на спектакль – всё проходит сызнова.
"Царь Эдип". Театр Вахтангова.
В основном эта проблема кроется в русском менталитете.
Когда русский человек приходит в театр, он как бы говорит: «Ну давайте… Удивите меня/веселите меня» - помня про то, что он ещё и деньги заплатил за это.
В то время как европеец внимает к сцене и всем видом показывает: «Я пришёл тебя выслушать. Говори».
Европейский зритель становится психологом на сеансе, где его пациент – это режиссёр со своим спектаклем, для которого он готов сделать самое важное, что может только сделать психолог – выслушает.
Но в данном контексте режиссёр не нуждается в ответе. Он автономен в своём высказывании, которое заключается в этом же самом высказывании.
Если вдруг дают ответ на риторический вопрос, заданный режиссёром, то это имеет место, конечно, но необязательно.
При этом этот психолог тоже со своими проблемами, который он также хочет отыскать, вскрыть, препарировать или посмеяться над ними. И самое худшее, что мог бы услышать режиссёр от такого психолога: «У Вас незначительные проблемы». В таком случае для этого «психолога» этот спектакль, выражаясь бытовым языком, «плохой», «скучный» или «неинтересный», но на самом деле он просто не для него.
А у нас всё иначе.
Нам нужно блюдо попроще, чтобы можно было разжевать, хотя кормят нас с ложечки, чтобы потом сказать: «А зачем вы мне это приготовили, и зачем я всё это сейчас съел?» - и в лучшем случае выплюнуть это блюдо.
И это печально, что люди хотят облегчить себе жизнь простотой, вместо того, чтобы переживать нечто новое и внутренне развиваться.
Когда Вам не понравился спектакль, это не значит, что спектакль плохой, это значит, что он не для вас. Вообще не бывает плохих спектаклей (если говорить о профессиональных спектаклях, но это другая ветвь разговора), есть те, которые попадают в вас и те, которые пролетают мимо. Это было бы фашизмом, будь у театра единый кодекс, по которому можно было бы поставить идеальный спектакль.
Даже система Станиславского (которую под конец жизни он переосмыслил) это, конечно, система, но она личная для Станиславского и никого более. Она не может подойти всем актёрам. Вернее, она ни для кого вообще не подходит, кроме Станиславского. И каждый, кто учится по ней, на самом деле создает, таким образом, свою систему, даже если этот актёр думает, что следует ей безоговорочно.
Такая же система есть и у зрителя. Нужно выработать свою собственную, пересмотрев все спектакли, которые только возможно, чтобы потом эту самую систему сломать или переосмыслить, как это сделал Константин Сергеевич Станиславский.
Но для этого надо сделать усилие над собой. Чтобы переосмыслить свою систему, Константин Сергеевич миллионы часов трудился и пытался её сформировать и артикулировать.
Когда Вы были в последний раз в театре? Сходите в ближайшее время на первую попавшуюся постановку того театра, в котором ещё не были. Потом в другой театр, затем в ещё один и тогда Вы сможете получить удовольствие от любой постановки, даже которая не попадёт в Вас.
Сергей Брыляков