В восьмидесятые годы один самиздатовский рок-журнал опубликовал рецензию на альбом «Ночь» группы «Кино». Довольно беспощадную: например, описывая манеру исполнения Виктором Цоем песни «Твой номер», автор заявлял, что в конце фразы «и опять этот вечер и ветер, и эта луна-а-а…» солиста будто бы тошнит строчкой и особенно луной. Надо признать, что тот текст, прочитанный через несколько лет после публикации, произвёл на меня сильное впечатление. Мы, тогдашние старшеклассники, искали чистые кассеты и способы переписать себе альбомы Цоя и «Кино», и замирали от счастья, когда это получалось. Критический взгляд на вокал и манеру Виктора Робертовича возмутительно подрывал устои. Поколебать их тогда, конечно, самиздатовским ёрникам не удалось, но подспудно был получен важный урок: трезвый взгляд не помешает, даже в самых великих произведениях можно найти что-то смешное или нелепое - и научившись этому, вы обезопасите себя от сотворения кумиров.
История всегда повторяется, причём иногда движется по спирали, а иногда тупо по кругу. Вот и в двух «важнейших» альбомах Скриптонита кто-то сегодня видит проявление явной гениальности, а кому-то кажется, что исполнителя тошнит даже не строчкой, а обеими пластинками целиком. Невероятная каша во рту рэпера не то что не позволяет насладиться точными образами и рифмами - понять бы вообще, о чём он говорит. Возможно, в этом был какой-то масштабный замысел - гундосо намычать два альбома и потом удовлетворённо наблюдать, как «пипл хавает» и пытается разобраться в том, что хотел сказать рэпер. Восторженная публика при этом пребывает в уверенности, что это не Скриптонит чего-то не договаривает, а она чего-то не догоняет. Не в пользу этой версии играет последовавшее после релиза пластинок заявление рэпера о том, что в жанре он себя исчерпал и берёт творческий отпуск, чтобы перезагрузиться и попробовать себя в других стилях. Соответственно, в зависимости от угла зрения можно сделать вывод, что Скриптонит достиг совершенства в борьбе против дикции - ну, или уткнулся в тупик.
В любом случае, пока рэпер ищет новое творческое лицо, аудитории придётся слушать «Уроборосы». Возможно, терпение и труд позволят поклонникам научиться разбирать тексты Скриптонита, вопреки произношению. Интересно, что ключевые фразы вроде «это всё [фигня]» артист произносит довольно отчётливо, а вот чтобы понять, о чём это он, нужно сильно напрячься. Впрочем, те, кто во всём видят позитив, могут утешиться тем, что Скриптонит придумал и сказал в рэпе новое слово: в его видении жанра текстоцентричность отменяется и заменяется «атмосферностью». Голос, интонации, сэмплы, отдельные фразы - всё работает на то, чтобы и без отчётливо произносимых слов создать ощущение краха и безнадёги.
Алексей Мажаев