Феминистская революция в Готэме, смертельные гонки на роликах и Юэн Макгрегор в роли злодея. Сезон комикс-блокбастеров открыт — в прокат вышли «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн», бодрое и броское кино о подружке Джокера, которая теперь одна и начинает жизнь заново. К роли Харли вернулась Марго Робби («Отряд самоубийц»), она же инициатор и продюсер всего проекта.
Если нашумевший «Джокер», который вот-вот принесет «Оскар» Хоакину Фениксу, взял на вооружение эстетику Мартина Скорсезе, то подруга злодея положила глаз уже на Тарантино и Гая Ричи, да хорошенько перемешала с девчачьими комедиями и актуальной феминистской повесткой. Получилось терапевтическое кино о том, как вырваться из токсичных отношений — просто с экшеном, кровищей и ненадежным рассказчиком.
Уже на первых минутах, в анимированном прологе, Джокер выставляет Харли за дверь. Прорыдав пару дней, купив гиену и скормив той продавца, девица решает наконец стать самостоятельной и самодостаточной женщиной. Но, помимо самой себя, у нее есть враг пострашнее — целый Готэм. Каждая собака знает, что Харли осталась одна и без защиты, и все, кому оторва успела насолить, объявляют на нее охоту. И в первых рядах охотников — люди крестного отца города, кровожадного нарцисса Романа Сайониса (Юэн Макгрегор), который любит срезать лица со своих жертв.
Все события — а главная интрига умещается в 24 часа — мы узнаем от самой Харли, которая свободно прыгает из прошлого в будущее, правда, нельзя сказать, что сильно злоупотребляет полномочиями демиурга. Всё четко, по делу, умеренное безумие проглядывает лишь раз, когда после пары затрещин в ее сумасшедшей голове разгорается красочный карнавал-галлюцинация в духе мюзиклов Басби Беркли. Да и вообще, несмотря на кислотно-яркие краски и несколько горячечный ритм, «Хищные птицы» вышли гладкими и даже чересчур рассудочными.
Уроки «Отряда самоубийц» не прошли даром: «Хищные птицы» — конечно, никакая не драма, но «мрачняк» и реалистичность уравновешиваются ироничной интонацией. Марго Робби постоянно и не всегда уместно комикует, Мэри Элизабет Уинстед во второплановой роли Охотницы, вспыльчивой и ранимой, вышла даже смешнее. Как выясняется, эту загадочную мстительницу с арбалетом воспитали суровые сицилийские мужики — откуда тут взяться чувству юмора? Но «взрослый» рейтинг не случаен — смех идет вместе с насилием. Драки ставил постановщик «Джона Уика» Чад Стахелски.
Впрочем, физически в фильме страдают в основном мужчины, и поделом им. Сломанные руки и ноги — лишь малая плата за зло, что они творят в подлунном мире. Как и в недавних «Ангелах Чарли», в угоду моде, довольно превратно понятой, в кадре мы не увидим ни одного даже относительно приемлемого персонажа сильного пола. Это не люди, а галерея всевозможных пороков, причем опять же, в соответствии с конъюнктурой, нам раз за разом намекают, что буквально во всех проблемах героинь — это и Харли, и Охотница, и еще три девушки сложной судьбы — виноваты именно они.
Вопреки ожиданиям, «Хищные птицы» не стали феминистским кино. Это обычная голливудская эксплуатация, правда, с той лишь разницей, что одномерных полуголых девушек сменили одномерные девы — мастера единоборств. Больше всего жаль Юэна Макгрегора, актера безмерного обаяния, которого отрядили сыграть антагониста. Но развернуться ему почти негде — в этом упрощенном мирке вечной гендерной войны сложные мужчины тоже не нужны.
Николай Корнацкий