Ученые из университета Утрехта (Голландия) недавно провели практический эксперимент, чтобы понять, как компьютерные игры в офисе влияют на работоспособность сотрудников. В исследовании участвовали 60 клерков одной страховой компании, поделенные на две группы. Первой половине полагалось по часу рабочего времени в день уделять «простым» играм, подобным пасьянсу, «саперу» или «шарикам». Другие же были лишены этого удовольствия и вкалывали без перерывов. Результаты эксперимента ошеломили: сотрудники, откладывавшие в сторону отчеты и таблицы ради «партийки-другой», показывали более высокие производственные результаты по сравнению с группой «трудоголиков». К тому же под конец рабочего дня у игроков чувствовалась меньшая усталость, а мотивация к труду оставалась высокой. Руководитель эксперимента профессор Джеффри Голдштейн уверен, что простые компьютерные игры можно сравнить с перерывом на чашечку кофе, который еще никому не был вреден…
Среди врачей, занимающихся различными видами психологической зависимости, принято считать, что проблема патологического увлечения компьютерными играми больше затрагивает детей и подростков. Однако сегодня взрослые тоже всерьез подсаживаются на электронные забавы. Все чаще возникают ситуации, которые совсем недавно могли показаться курьезными. Так, по утверждению специалистов, в мире нередки стали случаи увольнения с работы сотрудников, у которых стерлась граница между реальной и виртуальной жизнью. По словам директора центра коммуникативных исследований РАН Натальи Марковой, в России в настоящее время насчитывается около 600 тысяч человек, зависимых от компьютерных игр. Игрозависимым психологи признают такого человека, который играет на компьютере от 20 до 50 часов в неделю (в среднем 5 часов в день).
Как рассказал «Итогам» администратор интернет-проекта SecurityLab Александр Антипов, проблема игромании на рабочем месте в некоторых странах уже вышла на государственный уровень. Например, в Китае и Тайване доступ к некоторым наиболее популярным игровым ресурсам специально отключают на несколько часов, приходящихся на трудовой прайм-тайм.
Российские специалисты в области психологии и психотерапии пока не склонны драматизировать ситуацию относительно увеличения числа людей, увлеченных компьютерными играми в служебное время. Так, врач Института психотерапии и клинической психологии Владимир Есаулов считает, что для взрослого человека компьютерные игры не представляют опасности до той поры, пока степень увлечения ими не достигла уровня зависимости. Тем не менее после перехода той самой грани, за которой «стрелялка» ставится выше служебных обязанностей, возникают настоящие проблемы. «Человек, чрезмерно увлекшийся играми, начинает уходить от реального общения, его мысли в основном заняты проблемами, связанными с прохождением очередного уровня, — говорит Владимир Есаулов. — Соответственно появляется наплевательское отношение к исполнению служебных обязанностей, снижается работоспособность».
Создатели электронно-развлекательных программ, защищая свои детища от излишних нападок, уверены, что зло не в играх, а в самих людях, подпавших под их безграничное влияние. Во всем хороша мера. И игры изначально задумывались для того, чтобы нести пользу людям — создавать условия для снятия стрессов, обучать, развивать. Но руководитель Московского научно-практического центра спортивной медицины, заслуженный врач России Зураб Орджоникидзе совершенно не согласен с тем, что виртуальные игры на рабочем месте позволяют расслабиться: «Постоянные занятия за компьютером приводят к перенапряжению центральной нервной системы,
Неудивительно, что большинство работодателей
Исполнительный директор компании «МФ Поиск», специализирующейся на продаже товаров народного потребления, Андрей Гуревич рассказал, что в их фирме жестко борются с любителями поиграть в рабочее время: «У нас таких людей выявляет специальный отдел. В любой момент при помощи программы, которой мы дали название „Вторжение в личную жизнь“, можно посмотреть картинку, выведенную на монитор сотрудника. И если там игра, то на первый раз предупредим человека. А уволим примерно на третий раз. За девятичасовой рабочий день час сотрудники курят, час — обедают, и если еще час они будут предаваться играм, то когда же трудиться? Играть на службе — опасно для зарплаты».
И все равно в российских офисах играют — на свой страх и риск. Тем более что многие производители игр разработали специальную функцию «Идет начальник», при помощи которой программа мгновенно сворачивается с монитора, сохраняя пройденный этап.
Так не пора ли российским работодателям пересмотреть свою позицию? Если западные модели организации работы у нас нередко берутся за образец, почему бы не принять во внимание следующее: в некоторых крупных западных корпорациях уже известны случаи приема на работу «играющих» менеджеров. В их контрактах особо прописано, что они должны уметь хорошо играть на компьютере и реализовывать свои геймерские навыки на практике в офисе, привлекая к развлечениям других сотрудников. По мнению руководства компаний, реализующих столь передовой подход к управлению персоналом, совместные игры должны сплачивать коллектив и в итоге приводить к повышению результатов труда. Такую практику сравнивают с проведением различных корпоративных мероприятий.
Безусловно, решать, какую политику вести в отношении компьютерных игр в офисах, — дело руководства компаний. Если начальство лояльно к подобного вида способам релаксации, то вам и карты (виртуальные) в руки. В противном случае лучше не рисковать. Вряд ли кому понравится, если у него из зарплаты начнут вычитать некую сумму, пропорциональную упущенной прибыли компании или почасовому заработку. Словом, грань между реальной жизнью и виртуальностью все-таки имеется. И потеряв ее, можно как минимум лишиться работы.
Владимир Крючков