У поэта Мандельштама есть очень неравнодушный и творческий поклонник - режиссёр и продюсер Роман Либеров. В 2015 году он снял весьма изобретательное кинопосвящение Осипу Эмильевичу, документалку «Сохрани мою речь навсегда». Либеров на этом не остановился: следующим проектом, подготовленным к 130-летию со дня рождения Мандельштама, стал сборник песен на его стихи, записанных известными музыкантами. Инициатором и продюсером трибьюта стал Либеров; в делюкс-версии сборника раскрываются некоторые подробности подготовки песен, их подбора, обсуждения, работы и т.д. Некоторые вещи были записаны по прямой инициативе Романа, приложившего много усилий к тому, чтобы произведения Мандельштама получили дополнительную жизнь в виде музыкальных номеров. Лучше всего степень энтузиазма и вовлечённости Либерова характеризует тот факт, что сборник появился на всех платформах 14 января 2021 года - ровно в день 130-летия со дня рождения поэта. Казалось бы, что такого? Логичный и естественный шаг. Но это вы, наверно, не сталкивались с другими «юбилейными» трибьютами, которые не всегда выходили не то что в день рождения, но даже в год рождения объекта посвящения. Как правило, находится масса проблем, не позволяющих сделать это вовремя: начиная с разгильдяйства и заканчивая ленью, но главная причина, как мы сейчас понимаем, заключается в отсутствии заинтересованного лица. Если есть куратор, болеющий за дело, то всё можно сделать по уму, даже несмотря на постпраздничную (как в случае с днём рождения Мандельштама) расслабленность. Либеров действовал чётко и при этом душевно, явно заряжая своей идеей музыкантов, поэтому всё и получилось.
Нужно сказать, что песни на стихи поэтов-«классиков» - это жанр особенный, не имеющий отношения к шоу-бизнесу и к текущим песенным чартам. Большинство попыток положить на музыку написанные сто-двести лет назад «тексты» успеха не имели: Пушкин в «соавторы» к современным композиторам не набивался, и результаты «сотрудничества» получались чаще всего не в пользу композиторов. Поэтому даже трибьют Мандельштаму следует рассматривать в первую очередь как арт-проект - и в этой «номинации» он получился близким к идеальному. Многие артисты - Noize MC, OQJAV. Tequilajazzz, «Курара» - сосредоточились на особенностях поэтической манеры Осипа Эмильевича и постарались музыкально подчеркнуть её в своих «каверах». Признаться, в этих случаях стихи производят большее впечатление, чем мелодии. Володя Котляров из «Порнофильмов» постарался выразить максимальное уважение к автору первоисточника, но «от себя» добавил так мало, что поклонники «Порнофильмов» вряд ли побегут за томиком Мандельштама. Алина Орлова спела по-литовски, «Мгзавреби» - по-грузински, и что там осталось от оригинала, без знания этих языков оценить нельзя.
Несколько песен всё же можно использовать вне контекста арт-проекта - главным образом, это лирические произведения, получившие такое же мелодичное музыкальное воплощение. Это «Луч (О, как же я хочу)» «Сансары», «Нежнее нежного» «Свидания», «Только детские книги читать» Жени Мильковского и «Золотистого мёда струя из бутылки текла» Леонида Агутина - последний сразу придумал мотив на эти строки, и ему удалось довольно точно «разделить ответственность» между композитором и поэтом. Группа IOWA удивила в первую очередь самим фактом своего участия в проекте, к тому же они постарались из «Возьми на радость из моих ладоней» прямо-таки «айовскую» песню; получилось не до конца, но смелость попытки должна быть отмечена.
Алексей Мажаев