Сценарное ремесло - тяжелое ремесло. И подразумевает работу не только над текстами, темами, сюжетами, но и над собственной личностью.
Максимов Марк, редактор 1001.ru
Сценарное. Про ожидания и реальность. Наблюдая, скажем по британски - "некоторое взаимное неудовольствие" российских сценаристов и продюсеров друг другом, что сотрясает мою ленту и личку в последнюю неделю, Беня просит слова за мир.
(в предыдущих сериях: один известный продюсер сказал, что все беды от сценаристов, один известный сценарист обиделся и сказал, что все беды от продюсеров).
Следом еще несколько преподавателей сценарного мастерства вступили в эту теплую беседу с риторикой: "Сценарист находится внизу пищевой цепочки!", "Полуфабрикаты добивают на выходе", "ломают судьбы" и прочее. При этом каждый из них прекрасно знает: цена одной серии праймового сериала доходит до миллиона рублей, гонорары за прокатный полный метр превосходят европейские и сопоставимы со средними американскими. Что к сценаристу сего очередь на несколько лет вперёд, любую заявку выхватывают из-под рук, редакторы всех ведущих продакшенов стоят вокруг него, упрашивая "котик, миленький, ну еще капельку!", а с личными особенностями будет считаться не только продакшен, но и канал. При этом сценарист в любой момент может сказать - чего-то не пошло. И отвалить. Потому что у сценариста каждый этап работ: заявка - синопсис - пэп - первый драфт - правки - начало съемок, закрывается актами. Стулья - деньги, стулья - деньги. И выйти из процесса он может в любой момент, кинув продакшен выполнять обязательства перед каналом, инвестором и т.д. И ему ничего за это не будет.
(Про кражу идей - это особенно смешно. У любого продюсера масса своих идей, плюс все идеи, что есть у канала. Ценно только их воплощение. Человек, который может превратить идею в цепь острых конфликтов между яркими героями, текст по которому режиссер будет снимать, а актёры играть. Идея без воплощения даже авторским правом не охраняется - это ничто).
А теперь как этого добиться.
Очень рекомендую решительно отказаться от предлагаемой сценаристу роли "обиженки" и "позы жертвы". Просто вот всякому, кто пытается её проповедовать говорить: "Изыди, сотона!".
Затем понять реальность, свои силы и решить - хотите вы тратить их на самореализацию тут, или все же инвестировать в альтернативы. Жизнь у вас одна.
Главная фрустрация сценарного ремесла - это отсутствие гарантии вознаграждения усилий. В школе вы прикладываете усилия - получаете аттестат. В институте: усилия - диплом. На другой работе: усилия - зарплата - карьерный рост.
Сценарист как и писатель, как и поэт - может годами прикладывать усилия, а вознаграждения (славы, признания) так и не получить. Никогда. Вообще.
Так что если занятие само по себе не является для вас достаточным удовольствием, не заряжает вас энергией, не отправляет в трип - надо подумать.
UPD - с этим справиться просто. Назовите пять ваших любимых фильмов. Теперь пять ваших любимых сериалов. А теперь имена сценаристов, которые их создали. Получилось? )) Славу за скобки сразу выносим и это больше не проблема)
Вторая фрустрация. Поэт может быть самородком, писатель - да. Сценарист - это ремесло. Ему придётся учиться. Писать, писать, писать - и всё это будет плохо-плохо-плохо... Долго-долго-долго. Людям, которые не любят работать на мусорную корзину надо подумать.
Третья фрустрация. Кино - творчество коллективное. Не хотите, чтобы кто-то вмешивался в вашу историю - пишите стихи, прозу. Сценарий заказывают для фильма. В него будут вмешиваться все - продюсер, редактор, режиссёр, актёры, художники, локейшен. Даже осветитель, сука, может взять и предложить что-то. Поэтому lose the attitude, ego and superiority complex. Людям, которые трепетно относятся к своему эго - надо подумать.
Четвертая фрустрация. Если вы работаете только за деньги - вы неизбежно проиграете. Если тысяча рублей для вас критична - вам будут предлагать эту тысячу и ни копейки больше. Потому что зачем давать больше, если вы и за тысячу на все готовы.
Работать надо только на перспективу. Брать только те проекты, которые помогут вам точить мастерство. Кому нужна зарплата - нужно подумать где платят зарплату.
Пятая фрустрация. Когда ваши истории не зажигают - люди зевают, им скучно, они не хотят это покупать - вам некого винить, кроме себя. Не интересна история - неинтересны лично вы. Кто не переносит быть отвергнутым, кого ранят отказы - думать не о чем, вход противопоказан категорически. Не влезай - убьет.
Тут есть хитрость. Как спокойно принимать отказы. Пишите только то, что вам сильно важно - или на заказ. Если считаешь, что история должна быть рассказана обязательно, она тебе важна почему-то - ты просто ищешь возможности. Сказали "нет" - идешь дальше. Потому что история важнее эго.
Когда пишешь на заказ - то вообще ничего личного. Хотите печальнее - вот вам печальнее, хотите легче - вот вам легче, хотите бодрее - вот вам бодрее. Без фиги в кармане, без всякого "получи фашист гранату". Вы работаете на заказ. Кондитер не кладёт заказчику в торт песок, только потому что заказчику не понравился его образец и он свой эскиз прислал.
Затем надо объяснить экономику процесса. Каждый сценарист должен понимать - откуда берутся деньги, как они распределяются, как возвращаются.
В идеале - каждый сценарист сам должен быть продюсером.
И все будет хорошо.
Лиля Ким